Новинки книжных развалов


Реформатор

Алина Смелянская

М.: Альпина бизнес букс, 2008. 356 с.

Президент Сбербанка РФ Герман Греф через год работы настоятельно рекомендовал сотрудникам читать литературу по менеджменту. Герой книги Алины Смелянской, генеральный директор крупного регионального завода, сделал то же самое в первый месяц своего правления. Но если о том, как повлияло чтение на корпоративный дух и расширение профессионального кругозора менеджеров банка, можно только гадать, то за два года в глубинке правильные книги привели, по словам автора, к разительным переменам во всем коллективе завода.

Даже Евдокимыч, «седой, чуть сгорбленный рабочий», с которым по-свойски, но уважительно все здоровались, сказал: «Раньше-то как было: плелась жизнь на заводе, что-то выпускали тихим сапом, и ничего. А возни ведь у нас много. Теперь даже грязь многолетнюю соскребли со станков, рухлядь всякую выбросили, хлам – и то дело. А про эти ваши супермаркеты – япошки хорошо сообразили – работает вроде. <...> Странный человек наш генеральный. Може, оно и так. Но дай ему бог упорства. Може, он нам вперед дорогу прокладывает».

Смелянская пишет, что в самом начале мало кто на заводе верил в перемены, многие «спорили с генеральным, предрекая отчаянное сопротивление любым изменениям со стороны тех, кто привык к старым, еще советским производственным традициям». Старые управленцы недоумевали: «Зачем производственникам эти теории управления, эти компьютерные программы? Им шины выпускать надо, с коллективом работать, дисциплину поддерживать».

А уж какая буря поднялась после того, как генеральный директор «провел на дирекции экспресс-опрос о нашем знакомстве с профессиональной литературой; потом радостно объявил, что отныне мы обязаны читать по четыре книги в месяц по менеджменту, а затем – письменный экзамен». Кроме книг на головы менеджеров обрушились различные тренинги, в том числе по эффективным коммуникациям и технике презентаций, лидерству и руководству персоналом.

В довершение к этому перед всеми руководителями замаячили поездки по обмену опытом на отечественные и зарубежные предприятия. А уж как достали всех менеджеров обязательный курс английского языка и новые должности в руководстве! Директора по корпоративным коммуникациям подначивали: «Это что еще за корпоративная канализация?» Зато когда коммуникативная функция укоренилась на заводе, все, как пишет Смелянская, вдруг осознали, что перемены наступают: изменилась заводская газета, вовсю заработал внутренний сайт компании, где «каждое утро появлялся «Проект дня».

Вскоре в компании возник другой проект, инициированный генеральным директором, – «SOS-100». Причем решать там проблемы сотрудников начинали «с самых сложных ситуаций: здоровье, жилье – безвозвратные кредиты». Неудивительно, что, расставаясь с компанией, один из проектных менеджеров написал: «Главное – не позволить вернуться в прошлое».