Хлебный путь

Сибирский агрохолдинг «Сахо» избегает конкуренции в городах-миллионниках и выходит в Поволжье через село

ООО «ГК Сахо»

управляющая компания агрохолдинга «САХО». Владелец – председатель совета директоров «Сахо» Павел Скурихин. Включает 14 сельскохозяйственных предприятий (общая посевная площадь – 200 000 га), шесть элеваторов и хлебоприемных пунктов, завод концентрированных соков, химический завод и 13 хлебозаводов. Финансовые показатели не раскрываются.

Первые два хлебозавода «Хлебница» (совокупная мощность – 6000 т в год) «Сахо» откроет в Саратовской области до конца апреля, сообщил «Ведомостям» замдиректора PR-департамента «Сахо» Андрей Кузнецов. Инвестиции он не раскрыл. Областной чиновник знает о 80 млн руб. в четыре завода (еще два будут сданы до конца года).

16 хлебозаводов «Хлебницы» уже работают в Новосибирской, Московской, Омской, Тульской областях и Алтайском крае. До конца года будет построено еще 12 в ПФО – в Пензенской, Самарской, Ульяновской областях, Чувашии и Татарстане, рассказал Кузнецов. Ранее компания заявляла, что инвестирует в развитие «Хлебницы» 2 млрд руб.

По словам Кузнецова, большинство заводов будет построено в небольших населенных пунктах, рынок сбыта – сельские районы. Еще в 2005 г., столкнувшись с переполненным рынком в Новосибирске, «Сахо» решило продавать хлеб в райцентрах, в Новосибирске доля компании «незначительна», говорит Кузнецов. «За счет собственного сырья цена на хлеб у нас в разных областях на 10–50% ниже среднерыночной», – продолжает он. «Это обычный демпинг, чтобы завоевать долю на рынке», – возражает первый вице-президент Сибирской хлебной корпорации (СХБ) Сергей Гребнев. По его словам, в Новосибирске буханка белого хлеба стоит у «Хлебницы» около 14 руб., а СХБ при рентабельности производства в 6–7% продает хлеб по 20 руб. «Мы работаем с 2004 г. и, если бы торговали себе в убыток, давно бы закрыли проект, – парирует Кузнецов. – Рентабельность у «Хлебницы» такая же, как у всех». С учетом собственного сырья и логистики цена у «Хлебницы» действительно может быть на 30% ниже рыночной, полагает аналитик ИК «Финам» Максим Клягин.

Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько говорит, что выход в регионы через сельские районы – ноу-хау «Сахо», а обычно сети выкупают крупнейших игроков. Например, в 2008 г. белгородская АПК «Стойленская нива» выкупила 80% крупного саратовского хлебозавода «Знак хлеба» за $10 млн. У «Сахо» был подобный опыт: в 2005 г. компания купила два хлебозавода в Омске совокупной мощностью около 30 000 т в год. По словам Кузнецова, это позволило сразу занять примерно 50% рынка Омска. «Впоследствии из-за ужесточения конкуренции доля на рынке снизилась», – признал он. До 30–35%, говорит топ-менеджер одного из омских хлебозаводов.