Мордашов нашел оператора

Как стало известно «Ведомостям», совместное предприятие владельца «Северстали» Алексея Мордашова и крупнейшего европейского туристического холдинга TUI готовится сделать первую покупку в России – контрольный пакет туроператора VKO Group

О готовящейся сделке «Ведомостям» рассказали несколько топ-менеджеров крупнейших российских туристических компаний. Сотрудник штаб-квартиры TUI и представитель S-Group от комментариев отказались. Гендиректор VKO Travel Наталья Головленкова и совладелец компании Кирилл Песков на звонки «Ведомостей» не ответили. Но факт переговоров подтвердил источник в VKO Travel. О них знает и Рабсон Мамедов, гендиректор TUI Mostravel Russia (TMR).

«TUI Travel Россия и СНГ» создана в апреле 2008 г. – это совместное предприятие немецкой TUI Travel и S-Group Capital Management Алексея Мордашова. У немецкой стороны 49%, у российской – 51%. Gредставители TUI Travel говорили, что новая компания планирует приобретения в России, но размер инвестиций не называли.

Немецкий TUI AG, в который входит TUI Travel, – крупнейший в Европе транспортно-туристический холдинг с выручкой 15,25 млрд евро за девять месяцев 2008 г.; управляет 237 отелями, владеет 141 транспортным судном. В прошлом году S-Group Travel Holding Алексея Мордашова стала его акционером (15%).

У TUI уже есть актив в России – компания TMR, совместное предприятие немцев с «Мострэвел», созданное в 2004 г. В прошлом году представитель S-Group говорил, что «одной TMR недостаточно, чтобы использовать весь потенциал российского туррынка». «Мы хотим создать сильный туристический бизнес в России и СНГ с помощью TUI <...> В России до сих пор нет крупных игроков – туркомпаний», – объяснял Мордашов в интервью «Ведомостям».

VKO Group работает уже 14 лет, ее контролируют супруги Песковы – Эллада (32%) и Кирилл (31%, данные ЕГРЮЛ). В группу входят мультипрофильный туроператор VKO Travel, сеть агентств «VKO клуб» и оператор Travelland. По результатам 2008 г. она попала в первую десятку составляемого «Туринфо» рейтинга «Крупнейшие туркомпании России» с выручкой $243,23 млн (данные самой компании). Владелец одного из крупнейших туроператоров говорит, что рентабельность в среднем по рынку составляет 2%, но прошлый год практически все отработали в ноль. По его данным, еще в ноябре TUI оценивала VKO в $12 млн, сегодня речь идет о $2,5 млн.

«TUI через TMR присутствует в России уже пять лет и никак особо себя не проявил. Им следует сильнее внедрять собственные технологии и менеджерский состав, иначе и сделку с VKO ждет провал», – считает генпредставитель «Тез тур» в России Александр Синигибский.

По словам Михаила Лапшина, директора по продажам «Натали турс», у VKO уверенные позиции во Франции, Италии, Андорре (горные лыжи) и Испании, Греции, Хорватии (пляжный отдых). «TMR в основном специализируется на Турции и Египте, приобретение оператора, ориентированного на европейские направления, вполне логично», – рассуждает он.