На зарплату не хватает денег

Самарская область два месяца подряд возглавляет список областей ПФО с самыми высокими долгами по зарплате. Предприятия-должники обещают исправить положение уже в апреле
Д. Гришкин

В феврале, как и в январе, Самарская область опять заняла 1-е место в ПФО (см. таблицу) и 4-е в России по зарплатным долгам. На 1 марта предприятия задолжали работникам 399,1 млн руб. (данные Росстата). Однако если за январь задолженность увеличилась на 100%, то в феврале – всего на 4%, а на 11 марта долги уменьшились на 20,2% до 318 млн руб., сообщили «Ведомостям» в пресс-службе областного правительства.

Второе место в рейтинге ПФО занимает Нижегородская область (по итогам января она была на 4-м месте). Здесь задолженность по зарплатам выросла с 121,2 млн руб. до 167,5 млн руб. Лучше других чувствуют себя работники в Оренбургской (задолженность – 39,7 млн руб.) и в Ульяновской (6,4 млн руб.) областях.

Основные долги – 277,2 млн руб. (на 1 марта – 360,9 млн руб.) – предприятия накопили из-за отсутствия собственных средств. По данным областного правительства, крупнейшие должники по этой статье – ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Кузнецова», ОАО «Авиакор – авиационный завод», ОАО «Авиакомпания «Самара».

С декабря СНТК задолжал своим рабочим 56 млн руб., «Моторостроитель» за январь – февраль – 103 млн руб., сообщил представитель ОПК «Оборонпром» (основной акционер заводов). Выплатить долги – принципиальный вопрос для выполнения производственной программы, говорит представитель «Оборонпрома». По его словам, руководство завода собирается погасить долги к концу марта. Однако, чтобы вывести из предбанкротного состояния предприятия двигателестроительного комплекса Самарской области (общий долг – 7 млрд руб.), «Оборонпром» просит у государства госгарантий под кредиты на 8 млрд руб., гарантии на 1 млрд руб. компания хочет получить от областного правительства.

Авиакомпания «Самара» с 10 декабря находится в процедуре банкротства. Пресс-секретарь УК «Покровские ворота» (управляет активами авиакомпании, представляя ГК «Ростехнологии») Татьяна Андрианова сообщила, что к концу апреля планируется полностью погасить долг перед сотрудниками авиакомпании. Это 30 млн руб. задолженности по компенсациям, отпускным и выходным пособиям. В конце февраля – начале марта было выплачено 21 млн руб. долга по зарплате.

По свидетельству нескольких работников «Авиакора», последнюю зарплату им выплатили в декабре. Представители «Русских машин» (управляют «Авиакором», входят в «Базэл») отказались назвать размер задолженности.

Долги по зарплате государственных и муниципальных предприятий области из-за отсутствия бюджетного финансирования на 1 марта, по данным Росстата, составляли 32,9 млн руб. (госбюджет) и 5,3 млн руб. (муниципальный бюджет). По данным правительства Самарской области, на 11 марта они увеличились до 35,5 млн руб. и 5,8 млн руб. соответственно.

Долг бюджетов перед федеральным казенным предприятием «Самарский завод «Коммунар» в областном правительстве назвать отказались. Связаться с директором «Коммунара» Алексеем Котиным вчера не удалось. В середине февраля работникам завода были должны 12 млн руб., говорили чиновники ранее.

Задолженность по зарплате в Самарской области будет и дальше расти ежемесячно как минимум на 7–10%, несмотря на ее снижение в начале марта, считает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. Снижения долга можно ожидать лишь в июне-июле, когда будут видны результаты государственной поддержки крупных предприятий, считает аналитик.