Одним автошоу меньше

Автоиндустрия на военном положении: впервые со времен Второй мировой не состоится Британский автосалон. Проблемы и у других смотров автодостижений: кризис заставляет производителей экономить даже на важных мероприятиях

Британское Общество автопроизводителей и дилеров (SMMT) отменило Британский автосалон, который должен был состояться летом 2010 г. в Лондоне. Причина «нелегкого решения» – глобальный кризис, поставивший автомобилестроительную отрасль в беспрецедентно сложное положение, объясняет гендиректор SMMT Пол Эверит.

Падение продаж автомобилей может негативно повлиять и на оставшиеся салоны класса А – Детройтский, Женевский, Парижский, Франкфуртский и Московский. На Женевском автосалоне в этом марте присутствовали все крупнейшие автоконцерны, но на осеннее франкфуртское шоу некоторые из них не приедут: об отказе уже заявили Mitsubishi, Daihatsu и производитель шин Continental, к ним может присоединиться и Nissan.

Лондонское шоу проводится с 1903 г. и прерывалось только в годы двух мировых войн. Последний раз, в 2008 г., салон, разместившийся на площади 250 000 кв. м в выставочном центре ExCeL, посетили 472 300 человек. В выставке участвовали 60 компаний-производителей, представивших 23 мировые премьеры. Московский международный автосалон (ММАС), сопоставимый по статусу с Лондонским автосалоном, также проводится раз в два года. В августе – сентябре 2008 г. он занял более 120 000 кв. м в «Крокус Экспо», за 13 дней работы выставку посетили 1,6 млн человек. На ММАС экспонировалось 60 автомобильных брендов, представивших девять мировых и семь европейских премьер.

Подготовка ММАС-2010 идет по плану и никаких изменений пока не предполагается, уверяет Петр Кирчев, руководитель автомобильных проектов «Крокус Экспо», выступающего организатором салона наряду с Объединением автопроизводителей России. Заключение договоров с участниками ММАС должно начаться в августе-сентябре, уточняет Кирчев: «По нашей информации, у производителей сохраняется большой интерес к российскому рынку».

Но неприятности автомобильной индустрии уже отразились на других российских автошоу. Компания «Медиа глоб – Ганновер экспо» отменила крупнейший в Восточной Европе и СНГ грузовой автосалон-выставку «Комтранс-2009», который должен был пройти в «Крокус Экспо» на 50 000 кв. м в конце апреля. «Продажи техники стоят. Большинство производителей вынуждены в этом году отказаться от участия в выставке», – объяснил причины решения руководитель проекта «Комтранс» Сергей Рыбчак. Но осенью он рассчитывает приступить к подготовке «Комтранса-2010».

Заполняемость летних автомобильных выставок – «Интеравто-2009» и Московского моторшоу – 2009 (проходят в «Крокус Экспо» 26–30 августа) – пока на 25–30% ниже, чем в прошлом году, рассказали сотрудники компаний-организаторов – «Крокус» и ITE соответственно. При этом цена аренды площадей осталась на уровне 2008 г., уточняет Кирчев (в прошлом году необорудованные площади на «Интеравто» сдавались по 5700 руб./кв. м с НДС). Он надеется, что продажи выставочных площадей повысятся.

В 2008 г. совокупная прибыль автомобильных компаний мира упала на 67% до $17 млрд ($52 млрд – в 2007 г.), а в 2009 г. автомобильная индустрия получит убыток в $1 млрд, подсчитали аналитики McKinsey. По данным консалтинговой компании CSM Worldwide, в 2009 г. мировой объем производства легковых автомобилей составит около 53 млн, что станет самым низким показателем с 2001 г., а по сравнению с 2008 г., когда в мире было произведено 65 млн автомобилей, спад составит 18%.