Дилеров больше не будет

В годы взрывного роста авторынка в 2005–2007 гг. дилерские сети автопроизводителей росли на 30–40% в год, но этого было мало. Теперь строить автосалоны не только не на что, но и незачем

Дилерские сети расти больше не будут, уверен директор московского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов, останется только завершить строительство уже начатых центров и реализовать уже подписанные договоры. Если раньше производители и крупнейшие автодилеры почти каждый день сообщали об открытии новых автоцентров, то теперь такие новости очень редки. Skoda открыла в январе – феврале два центра, General Motors, Nissan и Toyota – по одному.

Стратегия автопроизводителей

Производители, опрошенные «Ведомостями», очень осторожны в оценке своих планов по развитию дилерской сети, хотя большинство из них говорят, что будут пристально следить за рынком и строить сети, ориентируясь на него. Если ориентироваться только на рынок, то количество дилеров придется уменьшать: по данным комитета автопроизводителей АЕБ, в январе – феврале продажи автомобилей упали на 36% до 252 314 машин.

Партнеры по альянсу Nissan (65 дилеров) и Renault (80 дилеров) оптимистичны – планы на 2009 г. остаются неизменными, говорит представитель Nissan: «Мы продолжим следить за развитием ситуации на автомобильном рынке и, при необходимости, будем вносить коррективы в наши планы», а стратегия выхода в регионы остается неизменной. Renault сохраняет планы региональной экспансии, говорит представитель компании, целью остается открытие новых дилерских центров в городах с населением от 100 000 человек (сейчас – от 300 000). Skoda (69 дилеров) тоже в лагере оптимистов: ее сеть выросла в 2008 г. на 12 дилеров, план роста на 2009 г. – 14 дилеров. Сеть будет расти за счет региональной экспансии, надеются в Skoda, ведь еще есть города-миллионники, где марка представлена мало. (В феврале еще одним таким городом для Skoda стал Новосибирск – марка разорвала договор с единственным дилером.)

General Motors, сеть которого за 2008 г. выросла в 1,5 раза и сейчас составляет 154 дилерских центра, не так оптимистичен. План на 2009 г. – 20 новых центров, говорит представитель GM Сергей Лепнухов. В январе GM открыл один дилерский центр, но за октябрь по февраль один центр был закрыт. «По нашему прогнозу, в 2009 г. инвестиций в новые дилерские центры практически не будет», – говорит Лепнухов. Открываться будут только центры, инвестиции в которые были сделаны до кризиса.

Учитывая падение спроса и рентабельности автобизнеса, Citroen (31 дилер) существенно сократил планы по развитию дилерской сети в 2009 г., вторит ему руководитель отдела развития дилерской сети Citroen Евгений Болдырев. Новые проекты будут рассматриваться, только если они расположены в стратегически важных для компании городах или там, где дилерского центра Citroen нет, а остальные проекты будут перенесены как минимум на середину 2009 г. В октябре – феврале Citroen расторг два дилерских соглашения: в одном случае из-за слияния, во втором – из-за банкротства компании.

Пересматривает планы и Toyota: по оценке компании, объем российского авторынка уменьшится – будет продано менее 2 млн (вместо почти 3 млн в 2009 г.).

Стратегия дилеров

У крупных дилеров оптимизма еще меньше, чем у их партнеров-производителей. С далекоидущими планами строительства дилерских центров и экспансии в регионы, которые рисовали автодилеры еще в середине прошлого года, придется распрощаться, говорят они. «Автомир» в 2007 г. планировал вложить в регионы $380 млн в 2008–2010 гг. и увеличить сеть с 30 центров до 70. Но уже в 2008 г. компания инвестировала только $100 млн против планировавшихся $150 млн, рассказал гендиректор «Автомира» Николай Груздев. Теперь о цифре $380 млн можно забыть: в 2009 г. «Автомир» вложит менее $20 млн в достройку уже начатых дилерских центров. Для возобновления строительства нужно, чтобы появились доступные кредитные ресурсы и чтобы инвестиции себя окупали, а сейчас нет ни того ни другого, говорит он.

Заморозил все строительство и «Атлант-М», говорит президент компании Олег Хусаенов, она не будет достраивать даже уже начатые центры, не говоря уже о новых: «Сейчас строительство дилерских центров – это выброшенные деньги».

«В 2009 г. мы планировали построить 10 новых центров, сейчас у нас в плане стоит цифра 0», – говорит председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев.

Все капитальное строительство дилерских центров приостановлено, говорит главный исполнительный директор розничного подразделения группы «Рольф» Вардан Даштоян, компании достраивают те центры, строительство которых начиналось до кризиса, или вовсе замораживают. Новые центры если и появляются, то только в городах, в которых есть объем продаж, но по какой-то причине нет центра и на основе аренды, говорит он. Капитальное строительство окупает себя через 6–8 лет, а сейчас на такой срок никто инвестировать не будет. До кризиса один квадратный метр строительства стоил $3000 (на 30–40% меньше – в регионах). Об удешевлении строительства автоцентров говорить не приходится, говорит он, – теперь такого рынка просто нет. Цена аренды тоже падает, но это не помогает: даже маленькая инвестиция – расходы на шоурум, компьютеры для менеджеров – может себя не окупить.

Продажи автомобилей сейчас в пересчете на доллары генерируют гигантские убытки, говорит Хусаенов, поэтому дилерские сети автопроизводителей в самое ближайшее время начнут сокращаться. Дилеры будут либо банкротиться, либо отказываться от статуса дилера экономически неэффективных брендов.

«Дилерские сети ждет неизбежная консолидация, но пока я не понимаю, каким образом она будет происходить», – говорит Пономарев. Инициаторами консолидации могут выступить банки, на балансе которых окажутся залоговые активы, и они будут передавать их в управление крупным и наиболее финансово устойчивым дилерским холдингам, считает он.

Кризис приведет к балансу между продажами и количеством дилеров, говорит Богданов, количество дилерских центров теперь вполне соответствует запросам падающего авторынка. По данным A.T. Kearney, в успешном 2007 г. в России было 1967 дилеров иностранных автопроизводителей, т. е. при объеме рынка 1,64 млн машин каждый дилер продал около 840 автомобилей. В 2008 г. сеть увеличилась до 2035 дилеров, но и объем продаж иномарок вырос до 2,08 млн, т. е. на одного дилера пришлось уже больше 1000 машин. Для европейских дилерских сетей это фантастический показатель, говорит Богданов: в Европе дилер продает в год не более 500 машин. Ассоциация европейского бизнеса прогнозирует, что в 2009 г. Россию ждет снижение объемов продаж иномарок, и соотношение количества дилеров и проданных автомобилей приблизится к среднеевропейскому показателю.