Привет из Лондона

У одного из крупнейших горно-металлургических холдингов России – «Металлоинвеста» появился неожиданный кандидат в акционеры. На 5% компании претендует лондонский изгнанник Борис Березовский
Борис Березовский снова пошел на иск/ Reuters

«Металлоинвест»

горно-металлургический холдинг. Акционеры – Алишер Усманов (50%), Василий Анисимов через Coalco International Ltd. (20%), Фонд Андрея Скоча через Seropaem Holdings (30%). Финансовые показатели (МСФО, 2007 г.): выручка – $6,47 млрд, чистая прибыль – $1,157 млрд.

Березовский 18 февраля этого года подал в Высокий суд Лондона иск против Василия Анисимова, его компании Coalco, владеющей 20% акций «Металлоинвеста», и наследников своего покойного партнера Бадри Патаркацишвили – карточка дела есть у «Ведомостей». Березовский подтвердил подачу иска, его цель – подтвердить права на 5% акций «Металлоинвеста» (сейчас холдинг принадлежит Алишеру Усманову, Андрею Скочу и Анисимову).

По словам бизнесмена, они с Патаркацишвили перевели на счета компаний Анисимова около $500 млн, полученных от продажи 25% акций «Русала», для финансирования покупки 25% акций Михайловского ГОКа. Всего в 2005 г. Усманов и Анисимов приобрели у Бориса Иванишвили 97% ГОКа за $1,65 млрд. Березовский рассказывает, что акции ГОКа ему и Патаркацишвили не принадлежали, их интересы представлял Анисимов, но была договоренность, что после консолидации активов в «Металлоинвест» (это произошло в 2006 г.) он и Патаркацишвили получат по 5% акций холдинга. На вопрос, почему раньше ни он, ни Патаркацишвили не предъявляли права на акции «Металлоинвеста», Березовский ответил, что бизнесом распоряжался Патаркацишвили – это было его решение.

В 2005 г. между Березовским и Патаркацишвили появились серьезные разногласия, и они решили разделить бизнес. Патаркацишвили на протяжении нескольких лет выкупал активы, акции и доли у Березовского. Год назад Патаркацишвили скончался от сердечного приступа. Как сообщает источник, близкий к его семье, на следующий день после смерти партнера Березовский встретился с его супругой Инной Гудавадзе: «Она не понимала, что делает, он подсунул ей подписать бумаги, удостоверяющие, что половина капитала покойного принадлежит ему». Это подтверждает и другой бизнесмен, знакомый с вдовой, по его словам, она подписала бумаги, но потом решила аннулировать документ и сейчас Гудавадзе и Березовский судятся по этому поводу. 12 декабря 2008 г. Березовский подал в Высокий суд Лондона иск против семьи Патаркацишвили, чтобы подтвердить права на половину неподеленных активов. Представитель семьи Патаркацишвили передал, что они отказываются от комментариев. Березовский также не стал комментировать договоренности с вдовой и дело о наследстве покойного.

Анисимов и Усманов отказались разговаривать об иске Березовского. А представители компаний – акционеров «Металлоинвеста» заявили, что все представленные Березовским данные не соответствуют действительности, и опровергли наличие каких-либо обязательств, связанных с покупкой акций Михайловского ГОКа и правами на акции «Металлоинвеста». Раньше Усманов рассказывал «Ведомостям», что ГОК они с Анисимовым покупали на свои деньги плюс кредит в $1 млрд от ВТБ. Бывший менеджер ВТБ, работавший на момент той сделки в банке, подтверждает: Усманов и его партнеры использовали для финансирования покупки только кредит и собственные средства.

Березовский уже подал в Высокий суд Лондона больше десятка исков – в частности, к Роману Абрамовичу, обвинив его в том, что из-за его действий он получил слишком мало за продажу акций ОРТ, «Сибнефти» и «Русала».

До кризиса «Металлоинвест» оценивали в $30 млрд, сейчас его стоимость упала на порядок, говорит аналитик «Метрополя» Вячеслав Смольянинов: «Вряд ли цель Березовского – именно получение 5% акций компании, доказательство прав на этот пакет, если они и есть, может занять годы, а вот сама по себе атака на акционеров «Металлоинвеста» не очень своевременна для них, ведь недавно они предложили правительству объединить «Металлоинвест» с «Норникелем». Впрочем, замечает аналитик, подобные иски не всегда препятствуют планам крупных компаний – например, Михаил Черной давно судится с Олегом Дерипаской за акции «Русала», но это не помешало «Русалу» объединиться с «Суалом», а потом привлечь в качестве акционера Михаила Прохорова в обмен на долю в «Норникеле».