Большая перемена: Опередить соседа


«Это подрывает стандарты обучения в INSEAD и снижает требования к нам» – так отреагировали многие студенты на письмо декана программы MBA Джейка Коэна в прошлую пятницу. Коэн за день до объявления оценок за первый модуль сообщил, что школа решила снизить порог среднего балла по основным курсам, необходимого для получения диплома, с 1,8 до 1,6.

Выглядит это действительно смешно: такое впечатление, что администрация посмотрела на наши оценки и решила от греха подальше снизить проходной балл. Сначала я тоже был разочарован таким решением, но, подумав, понял, что ничего страшного не произошло.

В INSEAD оценивают не абсолютные знания, а относительные. Значение имеет не то, как много задач ты решил на экзамене, а то, больше или меньше ты решил задач, чем другие, и на сколько больше. Считают оценку так: сначала выводят среднее число очков, набранное студентами на экзамене (максимум зависит от экзамена и варьируется от 70 до 120), затем для каждого студента оценивают расстояние от его показателя до среднего значения в стандартных отклонениях и к этому результату прибавляют 2,5. В итоге оценка за предмет может варьироваться от минус 1,5 до 7 баллов, но обычно она лежит в пределах от 0 до 4 (средняя оценка – 2,5). Чтобы аттестоваться по предмету, нужно получить больше минус 0,5.

На мой взгляд, так оценивать знания неправильно. Если из 150 студентов по 30 человек правильно ответили на 96, 97, 98, 99 и 100 вопросов из 100, то те, кто ответил на 96 вопросов, получат оценку 0,5, а те, кто на 100, – 4,5, хотя разница между ними невелика. С другой стороны, если экзамен очень трудный, то легко может получиться, что, ответив на 0 вопросов из 100, ты получаешь оценку 1.

Во втором модуле у нас есть такой предмет – «Корпоративные финансы», на котором мы изучаем фьючерсы и опционы. Нет никаких шансов, что люди, незнакомые с логарифмами, смогут разобраться в формуле Блэка-Шоулза. Но и провалить курс из-за его сложности тоже нет никаких шансов, сразу порадовал многих профессор.

В итоге оценки имеют еще меньше отношения к реальным знаниям студентов, чем в российском университете. Снижение среднего балла студентов может легко быть вызвано повышением и сближением среднего уровня их знаний, а не только глупостью или ленью некоторых из них.

Впрочем, неадекватность оценочной системы компенсируется тем, что INSEAD, как и многие ведущие бизнес-школы, приняла политику нераскрытия успеваемости учеников. Оценки нельзя называть даже рекрутерам. Единственное исключение сделано для лучших 10–15% студентов: они могут похвастаться, что находятся в специальном «списке декана».

«Я не хочу, чтобы инвестбанкиры ходили только на финансовые курсы, а консультанты занимались только стратегией, – поясняет Коэн. – Студенты должны учиться новому, и мы не хотим демотивировать их оценками».