Брать, пока не поздно

Минфин возвращается к идее внешних займов. Это нужно сделать, пока не закончился резервный фонд: позже дефицит бюджета может остаться, а займы могут стать гораздо дороже

Россия может выйти на внешний рынок заимствований до того, как будут истрачены средства резервного фонда, заявил директор департамента Минфина Константин Вышковский. Пока есть фонд, рейтинги России высоки, а значит, займы дешевле. Но средства фонда бесплатны, а пока Россия их использует – либо условия займов улучшатся, либо необходимость в них отпадет, не исключает он.

В 2009 г., согласно бюджету, Россия потратит 2,7 трлн руб. из резервного фонда (всего в нем 4,9 трлн руб.). По оценкам Минфина, фонда хватит до середины 2011 г. Но если кризис продлится более трех лет, то нужно «растянуть возможности использования резервного фонда» на более долгий срок, поддержал идею директор департамента ЦБ Сергей Швецов: «Надеяться, что через 2–3 года мы вернемся к вопросу внешних заимствований на более выгодных условиях, не совсем рационально».

Еще недавно премьер-министр Владимир Путин заявлял, что вопрос внешних займов для России закрыт, отрицал их необходимость и министр финансов Алексей Кудрин. Внешний госдолг России на 1 марта – около $40 млрд, или 3% ВВП, – один из самых низких в мире.

Дефицит бюджета неизбежен в 2010–2011 гг., финансировать его средствами фонда – значит обнулить его и международные резервы и тогда неустойчивость рубля гарантирована, говорит председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин: «Для суверенных заемщиков с невысокой долговой нагрузкой рынки открыты и сейчас». Сделка может быть и нерыночной – с пулом кредиторов, считает начальник отдела МДМ-банка Николай Кащеев, сейчас удобный момент, нужно пользоваться почти нулевыми ставками ФРС.

При объеме суверенного долга России на рынке в $30 млрд объем CDS (gross, т. е. покупка плюс продажа) на российский суверенный риск – $102 млрд, по этому показателю Россия в первой десятке (лидер – США), говорит Егор Федоров из Банка Москвы. Спрэд Russia-30 к 10-летним бумагам американского минфина сейчас 554 базовых пункта, доходность – 8,5%, говорит Федоров, выпустить пятилетние бонды в текущей ситуации можно было бы под 7,5–8%. Инвесторы учтут, что через пять лет у России не будет резервного фонда, зато будет дефицит бюджета, предупреждает Евгений Надоршин из «Траста».

Через два года, если в США заработает экономика, возобновление инфляции приведет к росту ставок и займы подорожают, но уменьшатся и спрэды: в начале августа они были в 5,5 раза меньше, чем сейчас, говорит Федоров.

Занять сейчас можно максимум $6–8 млрд за год в несколько траншей, каждый из них будет дороже предыдущего, а дефицит бюджета 2009 г. – более $90 млрд, не видит смысла во внешних займах Павел Пикулев из «Траста». За границей можно занять и $20 млрд, но проблему дефицита это не решит – нужны внутренние займы, соглашается Вьюгин.

Лучше занимать в валюте на внутреннем рынке, где накоплено примерно $150 млрд, советует Пикулев, и стоить такие бумаги бюджету могут гораздо дешевле. При займах в валюте у бюджета остается валютный риск, говорит Федоров, лучше выпускать рублевые еврооблигации, хотя это и дорого – их стоимость может составить 25%. Для Минфина привлекательнее ОФЗ под 12–13%, только спроса на них нет, продолжает Федоров, а вот недавнее размещение Москвы на 15 млрд руб. с доходностью 16%, премией 100 базовых пунктов и возможностью репо у ЦБ под 12–13% встретило на рынке большой интерес.

Суверенный баланс учитывает размер госдолга, резервы суверенных фондов и ЦБ и при прочих равных условиях истощение резервного фонда окажет понижательное давление на рейтинг России, говорит директор группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Эдвард Паркер, но и финансирование бюджетного дефицита за счет заимствований ослабит баланс. Рейтинг зависит от размера резервов, но на него может влиять и разумность управления ими, говорит вице-президент Moody’s Investors Service Джонатан Шиффер, приводя в пример потерю $200 млрд при защите рубля. Пока что у России преимущество по сравнению со многими странами: она вошла в кризис, имея значительные резервы, и их использование при падении доходов бюджета Паркер считает оправданным шагом.