Глобалист: Ненапрасные слова


Лучшие дипломаты мира потратят немало бессонных ночей на отшлифовку коммюнике, которое будет выпущено после встречи «двадцатки» в Лондоне на следующей неделе. О чем беспокойство?

Чтобы понять бесплодность их усилий, стоит всего лишь взглянуть на коммюнике ноябрьской встречи «двадцатки» в Вашингтоне. На полном серьезе лидеры стран обещали воздержаться от возведения новых торговых барьеров и окончить дохийский раунд торговых переговоров к концу 2008 г.

Переговоры и не приблизились к завершению. А по данным Всемирного банка, после саммита 17 стран из 20 участвовавших в переговорах ввели новые защитные меры. Часть из них – чистой воды протекционизм, например объявленное на прошлой неделе решение Мексики повысить ввозные пошлины на 90 американских товаров из 40 штатов на общую сумму $2,4 млрд. Власти утверждают, что это ответный шаг на запрет мексиканским грузовикам провозить товары по американской территории. Такой запрет – образец непрямого протекционизма, который составляет две трети защитных мер из списка Всемирного банка.

Стоит ли верить коммюнике ближайшего саммита, которое будет врать с первой строки? Оно начнется фразой «Мы, лидеры «группы двадцати»... На самом деле в Лондоне соберутся около 25 глав государств.

Главы государств попали в тиски: с одной стороны – абстрактная приверженность к свободной торговле, с другой – политическая практика. Почти все участники саммита в Лондоне убеждены, что протекционизм – это плохо. Но на них давят избиратели, желающие сохранить рабочие места и защититься от «коварных иностранцев».

В этом году ожидается самое сильное за 80 лет падение объемов мировой торговли. Пока что главные виновники деглобализации – потребители и компании, сокращающие расходы. Но если политические лидеры примутся возводить барьеры на пути торговли, они только усилят кризис и, возможно, сделают процесс деглобализации перманентным.

Многие лидеры понимают это и неохотно прибегают к прямому повышению тарифов. Так что новая волна протекционизма будет в значительной степени косвенной. Следует опасаться «экологического протекционизма». Конгресс США обсуждает введение «парникового тарифа» для стран, не принимающих мер по ограничению выбросов парниковых газов.

Новый протекционизм будут оправдывать «недобросовестностью иностранцев». Вот почему крайне опасны и открытые споры на саммите в Лондоне, и провал переговоров о борьбе с изменением климата в 2008 г. Каждая неудача даст повод ввести протекционистские меры по старому детскому принципу: «А он первый начал!»

Но важно то, что лидеры хотя бы на словах намерены придерживаться пути добродетели, даже если знают, что согрешат. Как только к идеалам свободной торговли перестанут относиться с уважением, это будет очень плохой знак. Это будет началом необузданного протекционизма. Иногда и пустые слова имеют цену. FT, 23.03.2009, Антон Осипов