Неофициально можно


Пленумы Высшего арбитражного (ВАС) и Верховного судов вчера одобрили совместное постановление по вопросам, возникшим с введением в действие части IV Гражданского кодекса (ГК). Они исключили из документа пункт с разъяснением статей, имеющих отношение к параллельному импорту (когда товар ввозится без разрешения правообладателя товарного знака). Такого решения добивались неофициальные импортеры, организовавшие движение «Монополизму – нет» и собравшие более 70 000 подписей против этого пункта.

По смыслу ст. 1487 ГК (вступила в силу с 2008 г.) не является нарушением исключительного права на товарный знак, только если маркированный им товар ввезен в Россию самим правообладателем или с его разрешения. Исключенный пункт разъяснял, что если товар ввозится на продажу не имеющим такого разрешения лицом, то его импортер – нарушитель. Без разрешения товары можно ввозить для собственного пользования, но не для продажи.

Теперь судам придется опираться на дело Porsche Cayenne, импортированного неофициально компанией «Генезис». ВАС в феврале отказал Центральной акцизной таможне в конфискации автомобиля.

Это победа наполовину, считает участник проекта «Монополизму – нет» Вячеслав Лысаков: теперь официальные дилеры не смогут использовать инструмент таможни, чтобы бороться с конкурирующими импортерами. Если раньше правообладателю на этапе ввоза товара помогали таможенники, то теперь они будут неохотно инициировать судопроизводство, констатирует советник по законодательству Ассоциации европейского бизнеса Артем Курсаков, ведь суды будут отказывать в исках из-за решения ВАС. Представитель ФТС вчера не смог прокомментировать, как теперь будет действовать таможня.

Опасность отдельных исков от правообладателей сохраняется, этот вопрос можно решить только на законодательном уровне, замечает Лысаков. Вчерашнее решение не разрешает параллельный импорт, лишь исключая административную ответственность, считает Курсаков: правообладателям остается более затратный путь подачи гражданских исков по каждому случаю неофициального ввоза. Владельцы брендов опасаются, что решение разрушит систему их охраны, объясняет исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Потери 15 членов «Русбренда» в 2008 г. от серого импорта Высшая школа экономики оценила в $145,4 млн (12–13% оборота), от подделок – в $119,1 млн (10%).