Вектор


Дождались

В России французского ритейлера Carrefour ждут уже несколько лет. Первый магазин в нашей стране компания планировала открыть до конца 2008 г., а в 2009 г. – расширить сеть до пяти точек. Но эти планы выполнены не были. В начале текущего года руководство Carrefour пообещало, что в текущем году компания обязательно выйдет на российский рынок, несмотря на кризис и падение потребительского спроса. Видимо, на сей раз обещания Carrefour сбудутся. Компания приступила к найму сотрудников в первый российский гипермаркет, который должен открыться на территории торгово-развлекательного центра «Филион» в Москве. Вчера Carrefour объявила о проведении с 25 марта по 3 апреля на территории торгового комплекса «Горбушкин двор» специализированной ярмарки вакансий. «Около 450 сотрудников в ближайшее время будет принято на работу в гипермаркет «Карфур-Фили» в Москве», – говорится в сообщении компании, которая подыскивает кассиров, товароведов, сотрудников торгового зала, складов и т. д.

Гендиректор Carrefour Ларс Олофссон, который возглавил сеть с 1 января 2009 г., заявил, что в текущем году в России будет открыт как минимум один гипермаркет.

Платежи по почте

Mail.ru поэтапно прекращает поддержку проекта «Деньги@Mail.ru», позволяющего оплачивать покупки через MoneyMail, хотя партнерством обе компании удовлетворены. Пароли, логины и электронные кошельки всех нынешних пользователей «Деньги@Mail.ru» (их, по данным близкого к MoneyMail источника, незначительное количество по сравнению с клиентской базой системы) сохранятся, регистрация новых закрыта. Mail.ru считает электронные платежи важным направлением бизнеса, которое «намного эффективнее» развивать самостоятельно, уверен ее представитель. В 2008 г., по оценке Национальной ассоциации участников электронной торговли, розничный электронный оборот в России вырос на 35% до 110 млрд руб.

Создав свою систему, Mail.ru перестанет делиться с MoneyMail доходами от клиентов, объясняет представитель «Финама» (контролирует MoneyMail) Владислав Кочетков. Как распределялись доходы, ни он, ни представитель Mail.ru не раскрывают. По сведениям менеджера, близкого к одному из бывших партнеров, примерно 50% на 50%. Mail.ru не сильно потратится на создание собственной платежной системы: у нее достаточно программистов и опыта, уверен Кочетков. Но клиентов ей придется набирать заново: проект «Деньги@Mail.ru» был окном в MoneyMail, и считать его пользователей своими Mail.ru вряд ли сможет.

Ипотечная переоценка

АИЖК начинает по-новому оценивать всех партнеров – от компаний и банков, обслуживающих кредиты, до страховщиков и оценщиков. Сейчас вместе с рейтинговым агентством AK&M АИЖК дорабатывает методику рейтинговой оценки компаний-партнеров, которая станет публичной. Переоценивать надежность компаний раз в год будут рейтинговые агентства, которые захотят заняться этой деятельностью.

Сейчас АИЖК почти завершило оценку компаний-сервисеров – это банки и компании (их более 100), которые обслуживают ипотечные кредиты, собирают плату, напоминают клиентам о задолженности. Оценивают сервисеров по 20 критериям, в том числе по уровню просроченных кредитов, количеству обученных сотрудников, возможности принять на обслуживание дополнительные объемы, скорости обработки закладных и количеству ошибок. Пока с АИЖК по итогам оценки останутся работать все компании, но около 20% сервисеров получили замечания и должны будут за три месяца устранить нарушения, после чего их снова переоценят. В перспективе в АИЖК ожидают укрупнения компаний-сервисеров, что должно сказаться на качестве обслуживания кредитов. Следующим этапом станет переоценка страховщиков и оценщиков.

Привычка покупать

В кризис почти все компании сокращают расходы. Любое исключение по меньшей мере странно. Особенно если компания даже думает о возможности обратиться за господдержкой. Но такое исключение есть – «Газпром». Концерн на 10% повысил зарплаты с начала года. Он готовит крупные сделки. Например, выкуп 20% «Газпром нефти» у итальянской Eni почти за $4 млрд (вдвое выше рынка, потому что два года назад подписал такой опцион). И он продолжает покупать даже с учетом кризиса небольшие активы, актуальность которых сегодня совсем не очевидна. Например, 4,5% армянского трейдера «Армросгазпром». В абсолютных показателях сумма сделки не слишком заметна для «Газпрома» – всего $49,3 млн. Но с учетом размера пакета это дает $1,1 млрд за 100% трейдера с объемами продаж всего в 2 млрд куб. м газа в год. Это 0,35% продаж «Газпрома», который сам стоит $96,6 млрд. То есть «Армросгазпром» в относительных показателях получился втрое дороже «большого «Газпрома». Почему так важен был этот актив, тоже непонятно. Представитель концерна говорит, что это отвечает «стратегическими планам «Газпрома» по развитию армянской компании». Но чем мешал прежний владелец 4,5% – «Итера», это не объясняет. Ведь у «Газпрома» и так было больше 75% «Армросгазпрома». А на рынке кризис....