Ценный опыт: Время переложить финансовое бремя соцзащиты на бизнес

Собравшийся пул представителей благотворительных организаций на конференции разделился на два несвязанных лагеря – первые говорили об ужасах грядущего кризиса, совсем не говорили о благотворительности, но настаивали на уникальной роли государства в преодолении этого кризиса. Вторые рассказывали об успехах за последние 10 лет, кризис затрагивался вскользь, а вопросы наполнения бюджетов в этом году предполагалось решать с помощью замены корпоративных взносов личными. Как именно это делать – объяснено не было.

Моя позиция, которая, мягко говоря, не нашла поддержки среди участников конференции, может быть выражена в нескольких фразах:

современная российская благотворительность на 80% обязана своим существованием факту плохой работы системы социальной защиты населения в нашей стране;

технология – это то, что должно прийти в отрасль, чтобы та выжила;

взаимодействие с государством – это тот источник денежного потока, который спасет фонды и прочие НКО, что сумеют адаптироваться к изменившимся условиям.

Так же как и социальная защита, благотворительность существует в виде двух основных направлений деятельности – прямых выплат (льгот) и социального обслуживания.

В сложные временя кризиса государства начинают понимать, что предоставление льгот и прямых выплат не так эффективно реализует гарантии социальной защиты, как оказание различных типов социального обслуживания, которых, по большому счету, три: обслуживание на дому, обслуживание в стационарных учреждениях и социоконсультативное обслуживание.

Тот же сдвиг в сторону высокотехнологичного обслуживания от распределений выплат и подарков нуждающимся должен происходить и в благотворительности.

Технология в благотворительности

Тот факт, что сейчас, когда большие корпорации не в состоянии поддерживать благотворительные программы на уровне прошлых лет, работа по сбору средств со среднего класса получает особую значимость, не вызывает никаких сомнений. Но это не так просто.

Перейти от корпоративной благотворительности к личной – все равно что организовать розничную сеть, имея лишь крупнооптовую дистрибьюторскую компанию. Для розничных продаж нужна система, технология – сети, управленцы, программное обеспечение.

Кампания «Красного креста» в Париже по сбору пожертвований на перекрестках (розничные продажи продукта личной благотворительности) требовала координации работы более 15 000 добровольцев. Молодые люди, облаченные в форменные одежды «Красного креста», дежурили на перекрестках, подставляя кружки с прорезями для монет зазевавшимся водителям и наклеивая стикеры на лобовое стекло тем, кто «выполнил свой гражданский долг».

Наши благотворительные организации могут сегодня предложить лишь мгновенный интернет – перевод тем, кто желает творить добро.

Понятно, что разрыв между нашими современными «розничными технологиями благотворительности» и теми, которые которыми должны обладать НКО, чтобы преодолеть кризис, огромен.

Такая же ситуация сложилась и в волонтерской сфере.

На конференции я предложил модель создания волонтерского центра – профессиональной коммерческой или некоммерческой организации, которая берет на себя функции:

рекрутинга, обучения и оценки качества знаний волонтеров;

получения списков, назначения визитов к подопечным;

оценки качества деятельности волонтеров.

Для реализации этих функций нужны средства или квалифицированные волонтеры, для получения списков подопечных центр должен сотрудничать либо с государственной системой социальной защиты (НП «Центром социального обслуживания»), либо подрядчиком этой организации – коммерческой патронажной службой.

В нашем случае одно из подразделений Senior Hotel Group (французско-российской компании, занимающейся социальным обслуживанием пожилого населения в России) как раз является подрядчиком московской мэрии по надомному обслуживанию одиноких престарелых граждан.

Для рекрутинга и обучения волонтеров мы используем свой тренинговый центр, списки подопечных получаем из окружных управлений социальной защиты. Результатом является «наложенная на коммерческую», тиражируемая система волонтерства. Те подопечные, которым недостаточно назначенных и оплаченных за счет бюджета визитов, получают их от волонтеров. Работа по назначению и контролю качества этих посещений является благотворительным вкладом нашей компании в деятельность нашего волонтерского цента «Помощники».

Мы разработали технологию, бизнес-процессы, заставили работать систему контроля качества и готовы поделиться всем этим как с волонтерскими организациями, так и с территориальными структурами социальной защиты.

Взаимодействие с государством

Когда мы говорим о взаимодействии НКО и социального бизнеса с государством, имеет смысл изучить опыт одного из «самых социальных европейских государств» – Франции.

Во-первых, до недавнего времени количество коммерческих патронажных служб во французских городах можно было пересчитать по пальцам. Этой деятельностью занимались (и до сих пор занимаются) различные ассоциации, действующие на уровне коммуны. Мэрия оплачивает накладные расходы, а эти французские НКО предоставляют нуждающимся необходимые услуги – от патронажа до горячих обедов. На конец 2006 г. во Франции функционировало порядка 7000 домов престарелых (в России – 1453¹) на 690 000 коек² (В России – на 235 000). Около половины домов престарелых – государственные, другая половина – частные. Около 41% частных домов престарелых финансируется за счет некоммерческого сектора (то есть 20% от общего числа). Количество этих les maison de retraite privées à but non lucratif³ выросло на 6% с 1996 по 2003 г.

Во Франции, где число граждан старше 75 лет (то есть основных жителей домов престарелых), это число вырастет к 2050 г. на 288% (в России статистика еще показательней), в качестве основного двигателя развития сектора стационарного социального обслуживания населения рассматривается система авторизаций. С начала 2008 г. было выдано авторизаций (то есть разрешений построить дом престарелых) на 7500 коек – на все три сектора: государственный, частный некоммерческий и частный коммерческий. То есть французское государство сумело полностью переложить финансовое бремя открытия новых домов и управления ими на плечи коммерсантов и благотворителей.

Мы не видим существенных преград на реализации такой же системы в нашей стране, что станет реальным способом преодоления сложностей кризиса для отрасли.

1 http://www.gks.ru/free_doc/2008/zdrav/838.htm

2 Etude sur le marché de l’offre de soins, d’hebergement et de services destinés aux personnes âgées dépendantes. Juillet 2008, E&Y

3 Буквально: «Частный дом престарелых, построенный с целью получения прибыли, то есть НКО «Дом престарелых».