Фотографии с биографиями

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» открылся выставками, где есть снимки Дахау, американских бедняков и демонтажа памятника Энгельсу. И все они – в тему

Тема нынешнего фестиваля – «Меняющаяся красота», но открывшиеся выставки (а их уже больше двух десятков) скорее рассказывают о меняющихся обстоятельствах, уничтожающих красоту и деформирующих моду.

Первыми традиционно для всех фестивалей, организованных Московским домом фотографии, открылись выставки в Новом Манеже. И здесь главная – «Легендарная Ли Миллер». Красавица-американка, подруга и модель классика фотографии Ман Рэя, Ли Миллер была слишком умна и активна, чтобы оставаться манекенщицей и музой. Она открыла фотоателье на Монмартре, потом в Нью-Йорке, меняла мужей – знаменитых на богатых, путешествовала. А во время Второй мировой стала военным фотокорреспондентом – не удивляйтесь – журнала Vogue.

Биография этой отважной женщины прочитывается в ее снимках. Сначала на них такие же, как она (автопортрет представлен), ослепительные красавицы с нежным профилем и массивными браслетами на тонких запястьях, а также ее богемные друзья – красивые, свободные, освещенные солнцем, занятые любовью. А потом ее лучезарный мир рухнул, и пошли совсем другие фотографии, мастерские, потрясающие сюжетами: разбомбленный Лондон, узники Дахау в день освобождения и мертвые эсэсовцы. Мертвецов в нацистской форме Ли Миллер фотографировала с особой, мстительной страстью. После войны она еще 30 лет снимала, вновь своих знаменитых друзей – на выставке есть отличные портреты Пабло Пикассо и Макса Эрнста, – но потрясения, пережитые во время войны, нанесли Ли Миллер неизлечимую психологическую травму.

О войне и моде выставка не великого, но прилежного рекламного фотографа Пьера Жаана. Во время оккупации Парижа он активно снимал для модных журналов – мрачный город, тяжеловесная одежда, жуткие шляпы без парижской легкости и шика, угрюмые манекенщицы с вымученными улыбками. Бесхитростное и неожиданное свидетельство о военном времени.

Третья выставка в Новом Манеже – Натана Лернера, американца в первом поколении. Его фотографии бедняцкого Чикаго времен Великой депрессии – превосходный художественный документ, сделанный в лучших традициях американской репортажной фотографии. Но по-настоящему, судя по выставке, его интересовали только формальные опыты в стиле его великого учителя – эмигрировавшего европейца, знатного конструктивиста Ласло Мохой-Надя. С увлечением Лернер подставлял к щеке модели линзу и фиксировал на пленке, как обычное лицо превращается в жуткую физиономию. И никакие жизненные невзгоды не отвлекали его от художественных экспериментов. В конце концов Лернер стал преуспевающим дизайнером, но лучшее, что он оставил, – фотографии бедняков с чикагской Максвелл-стрит, формалистом он был довольно заурядным.

В Галерее Зураба Церетели – это еще одна площадка фотофестиваля – все выставки в разной степени заслуживают внимания. Но пройти сквозь вереницу залов с произведениями хозяина этого места стоит только ради одной – немки Сибилле Бергеман.

Она действительно выдающийся современный фотограф – талантливый от Бога, неутомимый, увлеченный и умный. Ее снимки моды – о женщинах, а не о тряпках, ее репортажи из Африки неожиданны по сюжетам и волшебно живописны, ее уличные снимки незаурядны и поэтичны. Ее серия поляроидных снимков – обреченных на выцветание – это портреты обычных людей, но их лица все уникальны и значительны. А серия репортажей про демонтаж памятников классикам марксизма – настоящий хит, смесь иронии и печали.

Вот уже больше десяти лет ежегодно – попеременно на фотобиеннале и на фестивале «Мода и стиль в фотографии» – неутомимый директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова организует нам сотни выставок. Казалось бы, материал давно должен бы быть исчерпан – всех великих фотографов мы видели, всех классиков фото моды и стиля нам уже показали. Но каждый раз нам вновь готовят что-то интересное, расширяющее наше представление не только о фотографии или моде – о жизни.

Казалось, что нынешний фестиваль довольно неуместен, как пир красоты во время напряженной тревоги. Но первые же выставки напомнили зрителям, какие разные бывают времена и какие трагические повороты случаются в судьбах даже самых счастливых людей. А впереди еще десятки выставок, в том числе и о модном доме Dior, – уж там ничего печального не будет.