Игроки: Государство продолжает зарабатывать на благотворительности

Благотворительный фонд Владимира Потанина

Первый частный благотворительный фонд в России, зарегистрирован 10 января 1999 г. Учрежден для реализации долгосрочных проектов в области отечественного образования и культуры. Ежегодно выплачивает более 400 грантов и 2300 стипендий. Фонд является членом Европейского центра фондов, учредителем и членом российского «Форума доноров».

Именные фонды пока в меньшей степени подвержены влиянию кризиса. Основной удар экономических потрясений пришелся на корпоративный сектор благотворительности. Но в перспективе снижение доходов может вызвать проблемы и у частных доноров. В ближайшие несколько лет наш сектор будет испытывать серьезную нехватку ресурсов. К тому же роль государства в экономике страны усилится – уже сейчас оно старается взять под свой контроль многие ресурсы благотворительной сферы, в том числе общественные.

Колоссальный ресурс

На этом фоне будет развиваться другая ресурсная база – инициатива волонтеров, готовых тратить свои силы и время. Сейчас только в Москве есть несколько волонтерских проектов, в которых участвуют вполне успешные люди, временно потерявшие работу. Это позволяет им реализовывать свой потенциал и не терять лицо в непростое время. Формируется колоссальный общественный ресурс, потому что нет ничего более дорогого, чем личное время и силы людей. Я вижу в этом основу будущего, которая сейчас имеет еще и терапевтический эффект для нашего общества – позволяет понять пути дальнейшего развития жизни в стране. Этот сегмент в силу сжатия корпоративного благотворительного сектора будет бурно развиваться. Думаю, в течение пяти лет волонтерская активность повысится и станет популярна среди самого широкого круга людей.

Дискриминация НКО

В России инфраструктура благотворительности сильно перекошена в сторону государственных некоммерческих организаций. Они получают от государства заказ на очень большой объем социальных работ. И НКО при проведении конкурсных процедур дискриминируются. Из-за этого НКО могут рассчитывать в основном на частные деньги, а это искажает благотворительную среду.

Почему у нас трудно представить, что профессионально заниматься, например, патронажем больных, одиноких стариков могут не только традиционные собесы, но и некоммерческие организации? Во многих западных странах уже давно есть равноправные конкурсы между государственными и негосударственными некоммерческими организациями на оказание различных социальных услуг за государственный счет. У нас таких примеров единицы, хотя это очень удобно – конкурентное поле правильно мотивирует, вынуждает организации снижать издержки, повышать эффективность. Государство должно создать конкурентное поле в социальном секторе, но пока с задачей не справляется и общество от него этого не требует. Но есть предпосылки, что эта ситуация изменится. В последние 10 лет этот сектор различными усилиями, в том числе и государства, менялся, но быстрых побед на этом пути быть не может.

Есть также дискриминационные налоги, связанные с участием негосударственных некоммерческих организаций в выполнении различных социальных работ. В частности, если работы выполняет негосударственная некоммерческая организация, она вынуждена платить НДС, тогда как государственные некоммерческие организации от него освобождены. Государство склонно зарабатывать на благотворительности и по-прежнему начисляет налоги на некоторые виды расходов, связанных с благотворительностью. Государство не признает, что эта деятельность сама по себе является такой благотворной и так важно не изымать из нее дополнительные ресурсы, и облагает ее налогом, как бизнес, который находится в ином положении. Расходы на благотворительность, направленные в негосударственную организацию, не исключают из налогооблагаемой базы. Хотя процент лиц, которые бы пользовались этим, ничтожно мал, подобные препоны создают очень вредную среду, формируют мнение, что государство склонно зарабатывать на благотворительности.

Противостоять давлению

Государство вообще традиционно ощущает себя глобальным патерналистом, и люди воспринимают его как главный источник любых социальных благ и считают, что оно имеет право оказывать давление на организации в благотворительной сфере. Любая организация, занимающаяся общественно значимой деятельностью, постоянно испытывает давление внешней среды – отклик власти и общества на свои действия. Необходимо постепенно формировать новую культуру, предлагать обществу альтернативные и успешные подходы. Нужно заниматься благотворительностью, которая ведет к социальным изменениям или содействует им в целом, показывать такие позитивные примеры и транслировать их на широкий круг людей, в том числе и через средства массовой информации. Благотворительным фондам следует упорядочить свою деятельность. Если у них будут долгосрочные программы с понятными целями, ресурсы для их реализации и союзники, им будет легче отказаться от участия в неинтересных для них проектах.

Люди нередко обвиняют благотворительные организации в том, что те обходят стороной некоторые социально важные темы – борьбу со СПИДом, поддержку бывших заключенных, выпускников детских домов и т. д. Но общество само фарисействует и не формулирует внятные запросы по поводу остроты этих проблем. Все мы видим, что когда к проблеме приковано общественное внимание, то находятся организации, которые вокруг этой проблемы концентрируются, посылают свои запросы к источникам ресурсов и все вместе начинают эту проблему сдвигать с мертвой точки. Например, сейчас много масштабных благотворительных программ по сбору средств на помощь больным детям, сиротам, а ведь еще несколько лет назад об этом и помыслить было нельзя. А проблемы, о которых я сказала в начале, в обойму повышенного общественного интереса еще не вошли. Я думаю, что, если в стране будет развиваться стратегическая благотворительность, основанная на долгосрочных целевых программах, шансы решить самые разные общественные проблемы значительно возрастут.