Перезагрузка: В поисках программы


Идея перезагрузки российско-американских отношений, безусловно, привлекательна. Но она, как мне кажется, исходит из неправильной предпосылки: как будто бы отношения между двумя державами были на верном пути, сбились с него и теперь задача – вернуться на этот путь. Было бы здорово, если бы обе стороны объяснили, где именно правильный путь пролегает, через какие ориентиры проходит, а главное – куда он должен привести. В Америке справедливо говорят: если не знаешь, куда идти, то любая дорога подойдет.

Перезагрузка имеет смысл, во-первых, если точно известно, где и когда были допущены ошибки и как их исправить. А во-вторых, когда существует некая постоянная система, жесткая база, которая сама способна все привести в норму и на которую можно полагаться, тупо нажимая кнопку перезагрузки. В российско-американских отношениях такая система так и не была создана, в отличие, например, от системы евроатлантического содружества. Если нет диагноза, то лечить можно как угодно и от чего угодно с одинаковым успехом. Что в такой ситуации могут сделать в среду на лондонском саммите два главных врача – Дмитрий Медведев и Барак Обама – кроме демонстрации взаимных симпатий и своего искреннего желания исправить ситуацию?

Спору нет, российско-американские отношения нуждаются в срочном и серьезном переосмыслении. Президенты должны дать сигнал своим элитам. Две страны просто не могут позволить себе отношения, какие сложились на сегодня, ибо это противоречит их национальным интересам и ограничивает возможности каждой из них. В администрации Обамы есть понимание того, что инициатором здесь должны выступить США. Хотя Россия стоит невысоко в списке внешнеполитических приоритетов Вашингтона, хорошие отношения с ней значат для Америки гораздо больше, чем это осознается значительной частью американского истеблишмента. Сотрудничая с Россией, США могут быстрее достичь большинства из своих стратегических целей. В свою очередь, Россия, которая даже в случае успешного выхода из кризиса обречена быть слабейшей сверхдержавой в мире, заинтересована в хороших отношениях с Америкой. Очевидно, что вопросы внешней и внутренней безопасности, сохранения суверенитета, а также целостности и управляемости своей территории для нее будут оставаться важнейшими на протяжении еще длительного времени. Особенно учитывая, что ее традиционное преимущество – географическое расположение – все больше становится ее уязвимым местом, ибо именно там сосредоточено большинство вызовов глобальной и региональной стабильности. Никто, кроме США, не способен тут серьезно помочь России.

Двум странам надо перейти к созданию фундаментальной основы своих отношений, своеобразному «хард драйву», на который можно потом накладывать «софт» текущих проблем и который будет гарантией того, что в случае новой ошибки перезагрузка отношений не оставит Москву и Вашингтон с пустыми файлами. США сделали колоссальную ошибку, когда заблокировали деятельность совета Россия – НАТО, который создавался именно для взаимного обсуждения конфликтных ситуаций. Необходимо не только укрепить этот совет, но и максимально увеличить количество прямых каналов общения между Москвой и Вашингтоном на разных уровнях. Надо, чтобы Москва перестала думать, что может напоминать о себе только через создание проблем для США.

Необходимы не только регулярные – гораздо чаще, чем в последние годы, – прямые контакты на высшем уровне, но и восстановление постоянной и авторитетной рабочей площадки типа комиссии Гор – Черномырдин. Но еще важнее радикальный пересмотр повестки дня двусторонних отношений. Необходимо наконец выйти из замкнутого круга вопросов, которые обсуждали еще Хрущев и Эйзенхауэр, Картер и Брежнев. Возможности для этого есть. Может быть, Вашингтону подумать о том, чтобы серьезно обсуждать европейские проблемы напрямую с Россией, а не только российские – с Европой? Другой пример. США давно уже активно обсуждают Россию с Китаем и предпринимают усилия для влияния на политику Пекина в этом отношении. Но никогда Америка не разговаривала с Россией о внутренней и внешней политике Китая. Может быть, необходимо сделать китайский вопрос постоянным в двустороннем диалоге Москвы и Вашингтона?

Со своей стороны Москва может предложить для обсуждения в Лондоне ситуацию в Евразии и на всем постсоветском пространстве, ибо именно там гнездится большинство взаимных конфликтов. Можно также Москве обсудить с США ситуацию в их ближайшем зарубежье, т. е. в Латинской Америке, и утвердить там свои приоритеты и цели. Две страны могут начать прямой разговор и первое согласование своих арктических планов. Москве может пригодиться сотрудничество с США в области борьбы с коррупцией и создания независимой судебной системы.

Список может быть, безусловно, дополнен, но важно уже в Лондоне на первой встрече новых президентов перейти от мелких тактических телодвижений, которые, как правило, ведут в никуда, к стратегическому разговору о том, какими могут и должны быть отношения США и России через 5–7–10 лет, и создать их твердую основу, чтобы не полагаться на перезагрузку.