Специалист по решению нерешаемых задач

Назначенный гендиректором «Аэрофлота» Виталий Савельев с детства мечтал стать министром, но, после того как три года просидел на посту замминистра экономического развития, передумал. Новую должность Савельев считает «хорошим вызовом»

В ноябре 2007 г. Савельев уволился из МЭРТ по собственному желанию, а через несколько дней уже работал в АФК «Система» на посту первого вице-президента, в феврале 2008 г. он возглавил совет директоров МТС, а в апреле – совет директоров «Комстар-ОТС». По словам сотрудника «Системы», Савельев отвечал за телекоммуникационный бизнес, окончательно разделив его с медиабизнесом: «Система масс-медиа» продала «Комстару» региональные телекоммуникационные активы. Он запустил процесс обсуждения выкупа у АФК «Система» блокпакета «Связьинвеста», наладил бизнес АФК «Система» в Индии.

Возглавить «Аэрофлот» Савельеву предложил министр транспорта Игорь Левитин, рассказывает источник, близкий к министру. «Это хороший вызов для меня», – говорит Савельев. Предстоящие трудности его не пугают. «Если посмотреть на мою трудовую биографию, то мне никогда не предлагали легкой и комфортной работы, – говорит он. – Меня скорее нанимали как специалиста по решению нерешаемых задач».

Виталий Савельев родился в 1954 г. в Узбекистане, окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

«У меня была детская мечта – стать министром строительства, – признавался Савельев в документальном фильме Игоря Шадхана «Россия молодая» (он был снят в 1994 г., когда Савельев возглавлял правление банка «Россия»). – Я нарисовал себе план: 11 ступенек, по которым нужно подняться до должности министра». После окончания политеха Савельев по собственному желанию завербовался в Сибирь на строительство Саяно-Шушенской ГЭС.

Вернувшись в Ленинград, Савельев стал заместителем управляющего союзным трестом «Севзапметаллургмонтаж», а в 33 года получил должность замначальника главка по строительству инженерных сооружений Ленинграда «Главленинградинжстрой».

Из строителей в банкиры

У Савельева было все, о чем мог тогда мечтать советский человек: спецпаек, служебная машина, загранкомандировки. До министерского кресла оставалось всего две ступеньки (начальник главка и замминистра), но в 1988 г. Савельев увольняется из главка и становится директором питерского филиала совместного предприятия «Диалог».

«В 35 лет я ушел из главка по состоянию здоровья, – вспоминал Савельев в «России молодой». – Только с такой формулировкой мне подписали заявление об уходе. Никто не мог поверить, что я ухожу по собственному желанию».

В 1993 г. Савельев по приглашению Юрия Ковальчука возглавляет правление бывшего партийного банка «Россия». Ни Ковальчук, ни его партнеры не были знакомы с банковским бизнесом, вспоминает бывший сотрудник банка, нужен был профессиональный финансист. По инициативе Савельева «Россия» начала активно кредитовать средний и малый бизнес, рассказывал ранее «Ведомостям» депутат Законодательного собрания Ленинградской области Юрий Пахомовский, входивший в совет директоров банка.

«Савельев – грамотный специалист, трудоголик, – вспоминает экс-директор питерской обувной фабрики «Пролетарская победа» Владимир Коловай, возглавлявший в начале 1990-х гг. совет директоров «России». – Он всегда умудрялся находить выход из любой ситуации. При этом очень осторожный, никогда не позволял втягивать себя в авантюры». Ковальчук и Савельев были очень близки, пока в 1995 г. Савельев не ушел, чтобы возглавить правление банка «Менатеп Санкт-Петербург», вспоминает бывший сотрудник банка «Россия». Его ухода Ковальчук так и не смог понять, их отношения постепенно сошли на нет.

Из банкиров в газовики

В сентябре 2001 г. Савельев перешел в «Газпром» на должность финансового директора.

«Его пригласил лично Алексей Миллер, – вспоминает бывший зампред правления «Газпрома» по безопасности Сергей Лукаш. – После ухода Сергея Дубинина возникла серьезная проблема с финансовым блоком, срочно требовалась замена. Уже через месяц Савельев был в курсе всех финансовых дел в компании».

По словам Лукаша, Савельев начал работать с долгами и запутанными вексельными схемами «Сибура». Все совещания по «Сибуру» проходили в его кабинете. Савельев разработал для «Газпрома» революционную финансовую стратегию, суть которой заключалась в увеличении капитализации концерна до $200 млрд, введении коллегиального управления финансовыми потоками и отслеживании в онлайн-режиме бизнес-показателей всех подразделений. Но ему так и не удалось реализовать задачу по замещению коротких долгов «Газпрома» более длинными – долги продолжали сильно расти.

Савельев ушел из «Газпрома» в мае 2002 г., не проработав там и года из-за конфликта с Миллером. У предправления сразу же возникли сильные противоречия со слишком самостоятельным и амбициозным замом, Миллер опасался, что Савельев его подсидит, рассказывает бывший менеджер концерна. Последние несколько месяцев перед уходом Савельева они даже не разговаривали друг с другом, обмениваясь служебными записками.

Из газовиков в связисты

Покинув «Газпром», Савельев около двух лет проработал вице-президентом объединенной компании «Грос», советником гендиректора «Связьинвеста» по финансам и IT-технологиям. А в апреле 2004 г. у Савельева опять появился шанс реализовать свою детскую мечту: он стал замминистра экономического развития и торговли.

«Поработав заместителем Германа Грефа, я сполна удовлетворил эти свои амбиции», – говорит он. В министерстве Савельев создал систему оценки федеральных целевых и адресных инвестиционных программ.

«Савельев не боялся критиковать подчиненных, вышестоящих руководителей и даже конфликтовать, если дело касалось отстаивания его позиции», – вспоминает его бывший коллега по Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ), управляющий директор «Тройки диалог» Андрей Шаронов.

По свидетельству бывшего подчиненного, Савельев одинаково хорошо разбирался и в бизнес-процессах, и в механизмах принятия решений госорганами: недавно в проекте бюджета-2009 появилась строчка о финансировании за счет государства индийской «дочки» АФК. Он помогал решать многие вопросы, прежде всего с органами власти, соглашается президент «Комсатр-ОТС» Сергей Приданцев.

«Уход Савельева – потеря, ведь он знаком со многими высокими чиновниками 20 лет, знает, как все устроено в аппарате и как добиться желаемого результата», – считает менеджер одной из компаний «Системы». По его словам, основной владелец «Системы» Владимир Евтушенков делал все, чтобы отговорить топ-менеджера, обещая ему акции и должность президента АФК.

Из связистов в летчики

Его предшественника Валерия Окулова в последнее время преследовали неприятности: на год сдвинут запуск терминала «Шереметьево-3», провалились все попытки приобрести конкурентов как в России, так и за рубежом. Команда Окулова недооценила кризис: «Аэрофлот» не отказался от ранее заказанных самолетов Airbus, а при спаде пассажиропотока компания в них уже не нуждается. По мнению Шаронова, Савельеву, как новому гендиректору «Аэрофлота», следовало бы обратить внимание на структуру группы: в ней много непрофильных активов, а также убыточных, например грузовая «дочка» «Аэрофлот карго». Но главная проблема, с которой столкнется новый гендиректор «Аэрофлота», – это серьезный, 20%-ный, спад пассажиропотока.

«Я собираюсь сконцентрироваться на развитии сервисного бизнеса, маркетинговой политике и внедрении IT-технологий, – говорит Савельев. – МТС, совет директоров которой я возглавлял, очень похожа на «Аэрофлот» по методу ведения бизнеса». Опыт работы в АФК «Система» дал Савельеву понимание того, что такое сервисная компания, что нужно клиенту, ведь он продвигал услуги сотового оператора МТС в Индии, вспоминает его бывший подчиненный.