Специалист по решению нерешаемых задач
Назначенный гендиректором «Аэрофлота» Виталий Савельев с детства мечтал стать министром, но, после того как три года просидел на посту замминистра экономического развития, передумал. Новую должность Савельев считает «хорошим вызовом»В ноябре 2007 г. Савельев уволился из МЭРТ по собственному желанию, а через несколько дней уже работал в АФК «Система» на посту первого вице-президента, в феврале 2008 г. он возглавил совет директоров МТС, а в апреле – совет директоров «Комстар-ОТС». По словам сотрудника «Системы», Савельев отвечал за телекоммуникационный бизнес, окончательно разделив его с медиабизнесом: «Система масс-медиа» продала «Комстару» региональные телекоммуникационные активы. Он запустил процесс обсуждения выкупа у АФК «Система» блокпакета «Связьинвеста», наладил бизнес АФК «Система» в Индии.
Возглавить «Аэрофлот» Савельеву предложил министр транспорта Игорь Левитин, рассказывает источник, близкий к министру. «Это хороший вызов для меня», – говорит Савельев. Предстоящие трудности его не пугают. «Если посмотреть на мою трудовую биографию, то мне никогда не предлагали легкой и комфортной работы, – говорит он. – Меня скорее нанимали как специалиста по решению нерешаемых задач».
Виталий Савельев родился в 1954 г. в Узбекистане, окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.
«У меня была детская мечта – стать министром строительства, – признавался Савельев в документальном фильме Игоря Шадхана «Россия молодая» (он был снят в 1994 г., когда Савельев возглавлял правление банка «Россия»). – Я нарисовал себе план: 11 ступенек, по которым нужно подняться до должности министра». После окончания политеха Савельев по собственному желанию завербовался в Сибирь на строительство Саяно-Шушенской ГЭС.
Вернувшись в Ленинград, Савельев стал заместителем управляющего союзным трестом «Севзапметаллургмонтаж», а в 33 года получил должность замначальника главка по строительству инженерных сооружений Ленинграда «Главленинградинжстрой».
Из строителей в банкиры
У Савельева было все, о чем мог тогда мечтать советский человек: спецпаек, служебная машина, загранкомандировки. До министерского кресла оставалось всего две ступеньки (начальник главка и замминистра), но в 1988 г. Савельев увольняется из главка и становится директором питерского филиала совместного предприятия «Диалог».
«В 35 лет я ушел из главка по состоянию здоровья, – вспоминал Савельев в «России молодой». – Только с такой формулировкой мне подписали заявление об уходе. Никто не мог поверить, что я ухожу по собственному желанию».
В 1993 г. Савельев по приглашению Юрия Ковальчука возглавляет правление бывшего партийного банка «Россия». Ни Ковальчук, ни его партнеры не были знакомы с банковским бизнесом, вспоминает бывший сотрудник банка, нужен был профессиональный финансист. По инициативе Савельева «Россия» начала активно кредитовать средний и малый бизнес, рассказывал ранее «Ведомостям» депутат Законодательного собрания Ленинградской области Юрий Пахомовский, входивший в совет директоров банка.
«Савельев – грамотный специалист, трудоголик, – вспоминает экс-директор питерской обувной фабрики «Пролетарская победа» Владимир Коловай, возглавлявший в начале 1990-х гг. совет директоров «России». – Он всегда умудрялся находить выход из любой ситуации. При этом очень осторожный, никогда не позволял втягивать себя в авантюры». Ковальчук и Савельев были очень близки, пока в 1995 г. Савельев не ушел, чтобы возглавить правление банка «Менатеп Санкт-Петербург», вспоминает бывший сотрудник банка «Россия». Его ухода Ковальчук так и не смог понять, их отношения постепенно сошли на нет.
Из банкиров в газовики
В сентябре 2001 г. Савельев перешел в «Газпром» на должность финансового директора.
«Его пригласил лично Алексей Миллер, – вспоминает бывший зампред правления «Газпрома» по безопасности Сергей Лукаш. – После ухода Сергея Дубинина возникла серьезная проблема с финансовым блоком, срочно требовалась замена. Уже через месяц Савельев был в курсе всех финансовых дел в компании».
По словам Лукаша, Савельев начал работать с долгами и запутанными вексельными схемами «Сибура». Все совещания по «Сибуру» проходили в его кабинете. Савельев разработал для «Газпрома» революционную финансовую стратегию, суть которой заключалась в увеличении капитализации концерна до $200 млрд, введении коллегиального управления финансовыми потоками и отслеживании в онлайн-режиме бизнес-показателей всех подразделений. Но ему так и не удалось реализовать задачу по замещению коротких долгов «Газпрома» более длинными – долги продолжали сильно расти.
Савельев ушел из «Газпрома» в мае 2002 г., не проработав там и года из-за конфликта с Миллером. У предправления сразу же возникли сильные противоречия со слишком самостоятельным и амбициозным замом, Миллер опасался, что Савельев его подсидит, рассказывает бывший менеджер концерна. Последние несколько месяцев перед уходом Савельева они даже не разговаривали друг с другом, обмениваясь служебными записками.
Из газовиков в связисты
Покинув «Газпром», Савельев около двух лет проработал вице-президентом объединенной компании «Грос», советником гендиректора «Связьинвеста» по финансам и IT-технологиям. А в апреле 2004 г. у Савельева опять появился шанс реализовать свою детскую мечту: он стал замминистра экономического развития и торговли.
«Поработав заместителем Германа Грефа, я сполна удовлетворил эти свои амбиции», – говорит он. В министерстве Савельев создал систему оценки федеральных целевых и адресных инвестиционных программ.
«Савельев не боялся критиковать подчиненных, вышестоящих руководителей и даже конфликтовать, если дело касалось отстаивания его позиции», – вспоминает его бывший коллега по Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ), управляющий директор «Тройки диалог» Андрей Шаронов.
По свидетельству бывшего подчиненного, Савельев одинаково хорошо разбирался и в бизнес-процессах, и в механизмах принятия решений госорганами: недавно в проекте бюджета-2009 появилась строчка о финансировании за счет государства индийской «дочки» АФК. Он помогал решать многие вопросы, прежде всего с органами власти, соглашается президент «Комсатр-ОТС» Сергей Приданцев.
«Уход Савельева – потеря, ведь он знаком со многими высокими чиновниками 20 лет, знает, как все устроено в аппарате и как добиться желаемого результата», – считает менеджер одной из компаний «Системы». По его словам, основной владелец «Системы» Владимир Евтушенков делал все, чтобы отговорить топ-менеджера, обещая ему акции и должность президента АФК.
Из связистов в летчики
Его предшественника Валерия Окулова в последнее время преследовали неприятности: на год сдвинут запуск терминала «Шереметьево-3», провалились все попытки приобрести конкурентов как в России, так и за рубежом. Команда Окулова недооценила кризис: «Аэрофлот» не отказался от ранее заказанных самолетов Airbus, а при спаде пассажиропотока компания в них уже не нуждается. По мнению Шаронова, Савельеву, как новому гендиректору «Аэрофлота», следовало бы обратить внимание на структуру группы: в ней много непрофильных активов, а также убыточных, например грузовая «дочка» «Аэрофлот карго». Но главная проблема, с которой столкнется новый гендиректор «Аэрофлота», – это серьезный, 20%-ный, спад пассажиропотока.
«Я собираюсь сконцентрироваться на развитии сервисного бизнеса, маркетинговой политике и внедрении IT-технологий, – говорит Савельев. – МТС, совет директоров которой я возглавлял, очень похожа на «Аэрофлот» по методу ведения бизнеса». Опыт работы в АФК «Система» дал Савельеву понимание того, что такое сервисная компания, что нужно клиенту, ведь он продвигал услуги сотового оператора МТС в Индии, вспоминает его бывший подчиненный.