Суть дела: Недостижимый жертвователь

Около 50% россиян жертвуют в пользу нуждающихся в помощи либо деньги, либо вещи, выяснил опрос, проведенный в октябре прошлого года «CAF Россия», но часто не через фонды. По мере того как кризис в нашей жизни будет нарастать, а корпоративные бюджеты уменьшаться, число частных благотворителей должно увеличиться, считают эксперты. Но станет ли стремление помочь ближнему нормой нашей жизни и как побудить к этому население – эти темы участники конференции газеты «Ведомости» обсуждали в рамках двух круглых столов.
Д.Гришкин

«Новые богатые» не ощущают гражданской ответственности и «делают благо» по принципу «хочу, дам денег ребенку на лечение, а хочу – чаевые в $10 000 в ресторане оставлю», объясняет этот факт Дзялошинский. Эксперт полагает, что без государства и его «массовой поддержки» развивать социальные программы нельзя: «Хватит говорить о том, что мы отдельно, а государство отдельно, надо решать вопрос нашего взаимодействия». В этой связи интересно отметить, что с 1 января 2005 г. уже упомянутый 135-ФЗ не разрешает благотворительным фондам принимать средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Были отменены и положения закона о создании муниципальных советов по поддержке благотворительных НКО и предоставлении им льгот (в том числе натуральных, например, по оплате коммунальных услуг и связи). При [Борисе] Ельцине благотворительность была неплохим источником вытянуть средства, а [Владимир] Путин сказал, что у бизнеса должна быть социальная ответственность, и льготы были законодательно отменены, вспоминает Олег Сысуев, первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка, участник конференции.

Лучше напрямую

Существующим в настоящее время специализированным благотворительным организациям (НКО) привлекать средства нелегко. В этой сфере идет жесткая конкуренция, особенно за деньги корпораций, ручеек которых из-за кризиса обмелел, да и индивидуальные жертвователи профессионалам не слишком доверяют (см. инфографику на стр. 15).

Оксана Завьялова, PR-менеджер одной из крупных брокерских компаний, говорит, что не связывается с профессиональными фондами: вместо этого она находит в интернете адреса нуждающихся в помощи «нераспиаренных» детских домов или сиротских приютов, ездит туда и договаривается о помощи напрямую. Затем делает массовую рассылку по компании, где работает, собирает деньги или вещи и отвозит адресатам. В прошлые годы, говорит она, у фирмы был небольшой благотворительный бюджет, но в 2009 г. из-за кризиса его «оптимизировали». Зато за первый месяц нового года сами сотрудники собрали в четыре раза больше средств, чем в декабре 2008 г., плюс одна из компаний-партнеров проявила инициативу – отправила детям две «Газели» с канцтоварами. Детдомовское начальство сейчас радуется любой помощи – «уже не просит только деньги, как раньше, а соглашается и на покраску стен», – рассказывает Оксана. Хлопоты ее не пугают: у девушки был негативный опыт работы с так называемой благотворительной организацией, говорить ее название она не хочет. «Эти бизнесмены от благотворительности находили нуждающихся и заключали с ними договоры, по которым 40% собранных пожертвований уходили на счета фонда. Куда потом исчезали деньги, неизвестно», – вспоминает она. А по закону (135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») на благотворительные цели должно направляться не менее 80% собранных организацией за год средств.

О том, что некоторые фонды рекрутируют так называемых добровольцев по сбору пожертвований, выплачивая им определенный процент с привлеченных сумм, говорит и Светлана Лилеева, сотрудница одного консалтингового агентства. «Например, ты ищешь фонд для своей компании, встречаешься с людьми, задаешь конкретные вопросы, тебе говорят красивые слова, а на третьей встрече могут сделать такое вот «интересное» предложение», – делится она опытом.

Согласно опросу «CAF Россия», проведенному в июле 2008 г. в российских городах с населением более 500 000 человек, в котором участвовало 1200 россиян, которые жертвуют деньги напрямую, в два раза больше, чем тех, кто делает это при помощи посредников из НКО. Хотя, например, та же Светлана, по ее словам, знает множество людей – «настоящих подвижников», которые работают в специализированных фондах. Григорий Мазманянц, исполнительный директор фонда «Подари жизнь» (больше известный как фонд Чулпан Хаматовой и Дины Корзун), вспоминает о скандале, «когда по регионам ходила тетка якобы от нашего фонда и собирала деньги». А за последние полгода, говорил он на одном из круглых столов, в интернете появилось огромное количество поддельных благотворительных фондов, которые «берут детей с наших сайтов и просят перечислить деньги для них в яндекс-кошелек или другие «ящики для пожертвований».

Какое общество, такая и благотворительность, парирует Александр Финютин, директор фонда «Кто, если не я». Мошенникам, в общем-то, все равно, на какой ниве трудиться, а нормальные организации работают прозрачно. Их отчетность доступна любому жертвователю – в любой момент тот имеет право спросить у фонда, куда пошли его деньги. «Корпоративным благотворителям мы рассылаем такие отчеты в обязательном порядке, частным – по запросу (обычно по итогам финансового года). Последние интересуются в основном, если жертвуют крупные суммы или если помощь персонализирована», – рассказывает Финютин.

Правда, корпоративных благотворителей у фонда «Кто, если не я» немного: всего 1% против 99% частных жертвователей (в количественном соотношении), признает он. И дело даже не в том, что их число изрядно подрезал кризис. Действительно, компании сокращают непроизводственные расходы. По прогнозу «CAF Россия» в 2009 г. объем корпоративной благотворительности сократится как минимум наполовину. «Кто, если не я» изначально был вынужден рассчитывать на индивидуалов: «Когда мы начинали в 2006–2007 гг., мы обращались в разные организации, но нам везде говорили, что уже сотрудничают с какими-либо фондами», – рассказывает Финютин. Договориться о совместном проекте с компанией ОСМП (электронные платежные системы QIWI, с июля 2008 г. входит в OE Investments) удалось только в 2008 г. Теперь любой пользователь в каждом из 72 000 терминалов по всей России может перевести деньги на проект «Дистанционное образование детей-сирот». Финютин говорит, что пусть небольшие суммы ежедневно в фонд переводят около 300–400 человек.

«По моим ощущениям, все готовы жертвовать: если удастся убедить [людей], что мы достойны их пожертвований, что нам можно верить!» – восклицает Мазманянц. На сайте фонда «Подари жизнь» в открытом доступе лежат отчеты, на что пошли собранные деньги: «В январе в Российскую детскую клиническую больницу покупали лекарства для детей из гематологических отделений. Лекарства самые обычные: химиопрепараты для лечения рака, противогрибковые и противовирусные лекарства и антибиотики для профилактики инфекций, противорвотные препараты. Траты составили 1 115 681 руб.» и т. д. Если человек не хочет перечислять деньги фонду, он может купить лекарства сам и отнести их в больницу.

Выступая на круглом столе, Мазманянц посоветовал значительные суммы, например на операцию, если и передавать напрямую, то контролировать их целевое использование: «А то мама получает 1,5 млн руб. на книжку, а она до этого больше 900 руб. в руках не держала, у нее крышу сносит». Кроме материальной помощи человек может стать донором крови или принять участие в какой-нибудь волонтерской программе (например, 7 января 2009 г. волонтеры фонда «Подари жизнь» вместе с детьми мастерили рождественские вертепы в детском отделении нейроонкологии НИИ нейрохирургии им. Бурденко).

Иждивенцы поневоле

Иосиф Дзялошинский, председатель совета директоров Независимого института коммуникавистики, в своем выступлении обратил внимание на еще одну проблему – «новые бедные» сейчас считают себя несправедливо обойденными и воспринимают благотворительность как должное: за нее не благодарят, полагая, что это лишь малая толика того, что «мне должны». Для таких людей богатство – это воровство, уверяет эксперт, но в то же время большинство из них хотят быть богатыми.

Инфантильность и иждивенчество со стороны просящих – серьезные проблемы, с которыми сталкиваются благотворительные фонды, согласилась Ольга Барковец, гендиректор Благотворительного фонда содействия кадетским корпусам им. Алексея Йордана. Об этих настроениях свидетельствуют и результаты всероссийского опроса населения, проведенного Лабораторией исследования гражданского общества ГУ–ВШЭ в октябре 2008 г. с выборочной совокупностью – 1600 человек. Большинство респондентов (77%) считают, что в первую очередь «социально слабым» должны помогать государственные учреждения и социальные службы. Причем столько же опрошенных говорят, что не получили никакой помощи (материальной или в виде консультаций, советов) от организаций или иных источников.

Законопроект о налоговых льготах физических лиц – благотворителей уже полтора года пробуксовывает в Госдуме, сожалеет Светлана Рубашкина, советник по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО в Общественной палате РФ. Для нее вопрос, как мотивировать взрослых людей заниматься благотворительностью, чтобы желание сделать взнос стало такой же привычкой, как, например, давать чаевые в ресторане, остается открытым.

Дзялошинский полагает, что настало время создать некую философию благих дел, согласно которой не известная актриса, а «слесарь, который помог кому-то бесплатно кран починить, должен стать героем [глянцевого] журнала». Вопрос в том, как побудить нового потенциального героя сделать доброе дело? Водопроводчик скорее всего пойдет вслед за теми, кого считает своими кумирами – за теми же звездами экрана, говорит Наталья Самойленко, исполнительный директор Благотворительного фонда В. Потанина. Не одна НКО бьется над решением проблемы, как работать с так называемым массовым жертвователем, который представляет собой множество индивидуальных. «Для многих непонятно, чем занимаются благотворительные организации, для них НКО как НЛО», – сетует Татьяна Толкунова, исполнительный директор фонда «Линия жизни».

Нужно еще 10 лет

Еще одно препятствие на пути роста частных пожертвований – неудобство внесения платежей. «Не каждый будет заполнять квитанцию в Сбербанке с миллионом нулей», – говорит Елена Захарова, исполнительный директор фонда «Созидание». За последние два года арсенал сбора средств обогатился. Пожертвования можно перечислить через терминалы моментальной оплаты (фондам «Наташа», «Кто, если не я», «Росспас»), электронные кошельки (фонд «Настенька», pomogi.org, «Детские сердца»), через банкоматы, почтовым переводом (например, фонду «Кто, если не я»), через интернет («Подари жизнь», «Содействие»). «Линия жизни», «Подари жизнь» и многие другие организации размещают квитанции с заполненными реквизитами и информационные буклеты в Сбербанке. Некоторые фонды устанавливают ящики для сбора пожертвований в крупных торговых центрах и развлекательных комплексах. Фонду «Подари жизнь» за прошедший год удалось собрать таким способом 11 600 000 руб. (6% всего дохода). Модная тенденция – благотворительный концерт или аукцион.

Несмотря на это, инфраструктура сбора частных пожертвований до сих пор страдает, считает Юлия Юдина, руководитель программы «CAF Россия». Во всем мире через интернет на благотворительные цели ежегодно переводится $20 млрд, у нас $6 млн, рассказывает она, а электронная коммерция находится в зачаточном состоянии. Хотя пользователи системы интернет-банкинга «Альфа-клик» за первых два месяца работы сервиса собрали 1 млн руб. на благотворительность, но более популярно вносить средства через банки или наличными. В фонде «WWF Россия» интернет-переводы составляет около 5% от пожертвований, говорит Екатерина Пал, директор по развитию WWF Россия. Юлия Юдина считает, что понадобится не менее 10 лет, чтобы все эта разросшаяся инфраструктура заработала в полную силу.

Григорий Мазманянц

исполнительный директор фонда «Подари жизнь»

«Фонд вырос из коллектива прихожан, которые в 1993 г. стали помогать одной из детских больниц. Приносили детям простыни, лекарства, потом начали деньги собирать на операции: буквально на паперти стояли. Одна преподавательница университета придумала собирать в кафе друзей и пускать по кругу конвертик с надписью «Денежка для Бога». Благодаря инициативе врачей два добровольных помощника – Чулпан Хаматова и Дина Корзун учредили в 2006 г. фонд «Подари жизнь», а уже в 2007 г. он начал собирать десятки миллионов рублей».

Катя Пал

директор по развитию «WWF Россия»

«Спроси у человека, который хотя бы раз сделал осознанное пожертвование, получил ли он взамен больше, чем отдал, – и большинство ответят решительное «да». В благотворительной сфере тоже есть «дивиденды». Главный из них – ощущение причастности к добрым делам. Десять лет назад благодаря пожертвованиям, собранным WWF, мы начали восстанавливать уникальные сосновые леса, погибшие от пожара. Посаженные леса переживут всех нас. В европейской части России сегодня гуляет вольное стадо зубров.Если бы ни горячий отклик людей и компаний, эти древние животные по-прежнему ютились лишь в зоопарках и питомниках. На Дальнем Востоке организована охрана от браконьерского истребления тигра и леопарда... Живые леса, зубры и тигры, предотвращение экологических катастроф, развитие человека в гармонии с природой – это те ценности, причастность к которым ощущает каждый сторонник WWF. И эти ценности не сломит никакой кризис...»

Как привлечь частные пожертвования

Ольга Рейман, президент Благотворительного фонда «Кто, если не я?»

«Инструменты по работе благотворительного фонда с частными жертвователями должны быть доступными и простыми. Если фонд готов работать с частными лицами, то важно предлагать ряд благотворительных программ и широкий список просьб, чтобы каждый смог выбрать наиболее близкий вид помощи. Просьба должна содержать в себе максимально конкретную и точную информацию, а не просто призыв перечислить деньги на счет фонда. Обязательная составляющая – публиковать отчеты о ходе реализации проекта, благодарить всех участников. Параллельно нужно развивать глобальные инструменты для пожертвований, которые позволят широкому кругу лиц участвовать в благотворительной деятельности. Например, проект фонда «Кто, если не я?» и ОАО «Лебедянский» позволил простым людям по всей России с небольшим уровнем дохода принять участие в новогодней благотворительной акции, которая дала возможность подарить детям развивающие и спортивные подарки в 29 региональных сиротских учреждений!»