В главных ролях: Дешево и красиво

PhotoXpress

Дешево и красиво – так обозначил корпоративный идеал заботы об общественном благе времен кризиса Евгений Мачнев, исполнительный директор Центра развития некоммерческих организаций, на круглом столе «Корпоративная филантропия и частная инициатива» в рамках конференции газеты «Ведомости». Добровольные акции силами сотрудников без сколько-нибудь существенных финансовых затрат – как раз то, что сейчас надо.

20–28%

на столько увеличивается удовлетворенность работой и производительность труда сотрудников-волонтеров за рубежом

Все участники конференции сошлись во мнении, что офисные сотрудники в большинстве своем одобряют благотворительность и готовы делать добрые дела. Особенно если это не потребует больших усилий и кто-то возьмет на себя организацию процесса. В свою очередь, компании, урезающие не то что бюджеты на благотворительность, но и зарплаты, благодаря волонтерам-сотрудникам могут оставаться активными фигурами на этом поле.

В основном для этого требуется воля топ-менеджмента, но не менее важно умение HR-отделов уловить и поддержать инициативу снизу, если она согласуется с бизнес-целями компании, конечно. Получится еще и вклад в развитие кадрового резерва.

Оргвопросы

Татьяна Авраменко, руководитель волонтерского движения Ситибанка, подтвердила, что многие организации будут сокращать свои бюджеты на благотворительность и делать ставку на корпоративное волонтерство, «поскольку это дешево и красиво». Но в то же время посетовала в ходе круглого стола: сложно придумать, чем занять банковских добровольцев, желающих, например, помогать детским домам. «Все говорят, что подарки возить не надо. А что надо? Общаться. Хорошо, а какой результат? Что нужно волонтерам делать, чтобы результат был, как часто надо ездить?» – вопрошала менеджер банка. «Часто первое, что предлагают, – сделать какой-то ремонт. Но банковские сотрудники не умеют делать ремонт! Максимум – покрасить забор, этого хватит на один раз. Дальше предлагают уборку. Но наши волонтеры не очень хотят делать уборку», – заявила она.

Добровольческий ресурс можно и нужно использовать эффективно, поручая людям ту работу, которую они будут делать для других со знанием дела. «Плохо, когда банковские работники красят заборы. Воспитанники многих детских домов в руках иногда не держали деньги, и сотрудники банков могли бы повышать финансовую грамотность детей и развивать социальные умения. Сотрудники IT-компаний – не просто дарить компьютеры, но и обучать работать детей на них», – рассуждает Анна Зеленцова, руководитель программ Международного форума лидеров бизнеса принца Уэльского. А многие добрые дела можно доверять только специально подготовленным людям, оказывающим ту или иную помощь на постоянной основе. Что, собственно, и является волонтерством, в отличие от разовых визитов в детский дом.

Некоммерческие организации и фонды могут помочь бизнес-структурам проявить свою тягу к благодеяниям, но эта работа должна оплачиваться, напомнила Светлана Розанова, директор фонда «Детские домики». «Компания, которая хочет, чтобы ее сотрудники-волонтеры занимались благотворительностью на постоянной основе, должна поддерживать фонд, который организует эту работу – обучает волонтеров, согласовывает программы социальной адаптации с департаментами образования, ведет междугородние переговоры по телефону с директорами детских домов. На все это нужны средства, – говорит она. – Но далеко не все компании готовы поддерживать фонды деньгами, вот и нет долгосрочных программ. Другое дело – разовые акции. Их просто организовать, и результат всегда нагляден». Компании, работающие с фондом «Детские домики», финансируют не только мероприятия, но и операционные расходы фонда по их организации и проведению. По этой схеме Samsung Electronics реализовывал проект «Спортивный парк детям» в 28 детских домах России на 28 млн руб. Procter & Gamble проводит ежегодно акции «Памперс – забота о двоих», помощь оказана 110 домам ребенка России в 72 регионах страны.

Неправильно тратить благотворительный бюджет на логистику, считает Анастасия Комолова, менеджер по внешним связям благотворительного фонда «Кто, если не я?». «Все финансирование, которое фонд получает от юридических и физических лиц, идет на поддержку и социализацию детей-сирот, – говорит она. – И неотъемлемая часть реализации благотворительных программ – помощь волонтеров в организационной сфере. Сотрудники фонда просто не в силах каждый месяц посещать более 20 детских домов».

Между тем, по оценке Мачнева, финансировать координатора волонтерской деятельности в НКО чаще дешевле, чем содержать человека на зарплате внутри компании. Он же привел пример правильного взаимодействия бизнеса и НКО: компания Intel доплачивает за то, что его сотрудникам предоставляется возможность волонтерить, $25 в час – эти деньги идут на организацию самого процесса. В среднем в России на администрирование программы идет около 15–20% ее бюджета, тогда как на Западе фонды за эту работу получают до 50%.

Сами себя мотивируем

Большинство компаний организуют акции корпоративного волонтерства самостоятельно. У Ирины Харисовой, вице-президента «АБС Холдингс», проблемы «что делать?» не возникает. Проблема другая – не хватает людей, чтобы осуществить все задуманное. А начиналось с разовых проектов оказания помощи детским домам, церквям, вузам, которые теперь переросли в систематизированную опеку и в долгосрочные проекты с бюджетом помощи в 2008 г. лишь по Чувашской республике в 5 млн руб. Все программы администрирует собственный фонд «АБС Славянский», деятельность которого распространяется на все регионы присутствия холдинга. Поскольку бюджеты сокращаются, фонд старается разрабатывать акции, которые не требуют финансовых затрат, а больше вовлекают работников в социальную адаптацию детей из детских домов. В 2009 г. объем благотворительных программ с участием волонтеров будет увеличен, говорит Харисова.

Ходинг «Миэль» в этом году также делает ставку на волонтерские программы, работу которых администрирует сотрудник в структуре корпоративного центра по связям с общественностью. Волонтеры поддерживают школу-интернат в Советске, собирают для детей подарки, устраивают праздники, участвуют в донорских акциях при поддержке фонда «Подари жизнь», сдают кровь для пациентов РДКБ или собирают подгузники для детских учреждений в рамках акции «Сухая попа». Екатерина Куманина, директор по связям с общественностью «Миэля», считает, что специального бюджета на такие акции не нужно.

«Волонтерская активность не только поддерживает лояльность сотрудников, но и является своего рода терапией – снимает эмоциональное напряжение, сплачивает сотрудников, укрепляет корпоративную культуру», – считает Куманина из «Миэля». Все акции проходят в выходные дни, никаких льгот ни для кого нет. Единственное исключение – доноры могут воспользоваться правом на отгул, уточняет она.

Ситибанк также ежегодно предоставляет каждому сотруднику один оплачиваемый выходной для волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность эффективнее для командообразования, чем искусственные тренинги. Когда группа из 30 человек выезжает в детский дом, люди понимают, что это не игра, что все серьезно. А коллеги, которые регулярно ездят в Колычевский детский дом, стали настоящей командой, считает Татьяна Авраменко из Сити-банка.

Не только Ситибанк и «Миэль» каким-либо образом компенсируют потраченное на благотворительность время как сверхурочный труд, но большинство компаний ничего не делают, говорит Дмитрий Лебедев, президент инвестиционной компании «Базис». Отдачу же от таких программ посчитать крайне сложно, скорее можно говорить о корпоративном воспитании сотрудников, соглашается с другими спикерами Лебедев. «Организовать насильно это невозможно, можно только простимулировать», – считает он.

«Подобные инициативы свидетельствуют об уровне социальной ответственности компании», ­– считает Динара Лизунова, руководитель пресс-службы Capital Group. В практике компании есть примеры как корпоративной, так и частной благотворительности.

По мнению Светланы Розановой, корпоративное добровольчество только начало входить в корпоративную культуру в России. Но эта часть культуры должна способствовать достижению бизнес-целей, считает Анна Зеленцова. Она ссылается на отчет «Корпоративное волонтерство: обзор текущих исследований и результатов», опубликованный в 2006 г. американской ассоциацией Conference Board, который содержит обобщенные данные 12 социологических исследований, проводившихся в течение четырех лет такими известными компаниями, как Gallup, Towers Perrin, The Corporate Leadership Council и др. Анализ деятельности 28 международных компаний в 2004 г. показал, что стоимость акций компании с высоким уровнем вовлечения персонала в добровольческие программы в среднем возросла на 16% по сравнению со средним ростом по отрасли на 6% за тот же период. По данным 2005 г., чистая прибыль компаний с низким уровнем корпоративного волонтерства за три года в среднем упала на 1,38%, а рентабельность операционной прибыли – на 2%, тогда как компании с высоким уровнем корпоративного волонтерства показали в среднем рост прибыли на 2%, рентабельности операционной прибыли – на 3,74%. И самое главное – волонтерство увеличивает удовлетворенность работой и производительность труда на 20–28%. Волонтерские программы вместе с формированием положительной репутации в глазах общества и местных органов власти могут обеспечить компании-благотворителю устойчивые конкурентные преимущества, считает Анна Зеленцова.

В России аналогичной статистики пока нет, но и внимание российских компаний к волонтерским компаниям проявилось около двух лет назад, показывают наблюдения CAF.

Пользу от корпоративного волонтерства не измерить

Наталья Павлова, менеджер по корпоративной социальной ответственности «Бритиш Американ Тобакко Россия»

Показателем, возможно, наиболее точно отображающим уровень гражданской активности, является количество бескорыстных и добровольных инициатив людей во благо других. Эта деятельность называется волонтерством, и в России она только начинает развиваться благодаря свободному доступу к информации, развитию НКО и появлению компаний с сильной корпоративной культурой. Именно придя в компанию, где волонтерство является частью корпоративной культуры, многие люди становятся волонтерами. Мой личный опыт был именно таким: я принимала участие в глобальной волонтерской программе «Бритиш Американ Тобакко», направленной на улучшение состояния окружающей среды. Сотрудники компании из любой страны могут, пройдя конкурс, поучаствовать в одной из экспедиций международного института Earthwatch в отдаленный уголок планеты и внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Участие в таких проектах дает очень много: начиная с пересмотра каких-то личных ценностей и заканчивая сильным желанием рассказать о своем опыте друзьям и коллегам, организовать волонтерский проект, заразить других своим желанием помогать. Основным отличием личного и корпоративного волонтерства в России является предлагаемый механизм: гораздо охотнее люди участвуют в уже организованных проектах, когда не надо задумываться, где найти время, где именно и как помогать. Поддержка компании в этом случае является основным стимулом для участия как с организационной точки зрения, так и с материальной. Немногие российские сотрудники были бы готовы самостоятельно оплатить расходы по участию, например, в международном волонтерском проекте. В то же время во многих странах личное волонтерство является стилем жизни, что отражает уровень развития этого общества. То, что «БАТ Россия» инициирует и поддерживает добровольческую деятельность сотрудников, несомненно, становится для окружающих практическим примером социально ответственного поведения компании. Такое влияние компании непосредственно на сотрудников сложно измерить и выразить в цифрах. Но мы уверены, что добровольчество как часть корпоративной культуры способствует развитию чувства лояльности к компании и укреплению ее репутации как среди сотрудников, так и в обществе в целом. История волонтерских проектов в «БАТ Россия» началась в 2004 г., когда была запущена программа добровольных пожертвований сотрудников «Им нужна ваша помощь!». В 2008 г. в рамках этой программы сотрудники пожертвовали около 1 млн руб., а компания удвоила эту сумму. С момента запуска программы ежегодные суммы пожертвований выросли почти в пять раз. В программе постоянно участвует более 300 сотрудников, в волонтерских экологических акциях, которые проводятся в Москве, Саратове и Санкт-Петрбурге, – более 200 человек. Как показывает опыт программы «Им нужна ваша помощь!», зачастую люди хотят и готовы помогать кому-нибудь, но им не хватает времени или информации о том, кому и как можно помочь. Россия еще только в начале долгого пути к тому, чтобы волонтерство стало нормой для нашего общества, в этом смысле вклад компаний в развитие этого явления в стране очень важен.

Интернет поможет

Для тех, кто хочет оказать помощь напрямую, фонд «Кто, если не я?» и компания Google разработали специальный проект ‑ на интерактивную карту нанесли детские дома России. Каждый может выбрать учреждение, связаться с ним и помочь (также была приложена инструкция «какую лучше помощь оказывать»).

Доступно всем

Согласно февральскому опросу ВЦИОМа, 61% россиян уверены, что кризис никак не отразится на количестве добровольных доноров, а каждый пятый думает, что их станет даже больше. «Волонтерский поток только усилился. Кто-то лишается работы, у кого-то снижается нагрузка, в результате у людей появляется время безвозмездно помогать», – говорит Владимир Хромов, координатор по волонтерам фонда «Подари жизнь». Но регулярно добровольческой работой, по данным опроса группы «Циркон», занимаются немногие и лишь 1% – через НКО. Даже крупнейшие волонтерские организации насчитывают не больше нескольких сотен постоянных участников.