Больше, чем просил

«АвтоВАЗ» – главная автокомпания страны: только ей государство предоставит беспроцентную ссуду в 25 млрд руб. и поможет привлечь еще 90 млрд руб. от госбанков. Другим автопроизводителям так не повезло
Владимир Путин посидел за рулем спортивной машины, а купил «Ниву»/ С.Портер

Но и это еще не все. В ближайшее время «АвтоВАЗ» и его акционеры должны подписать со Сбербанком, ВТБ и Газпромбанком меморандум о привлечении финансирования на инвестпрограмму автопроизводства – более чем на 90 млрд руб., объявил президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Госбанки помогут заводу привлекать кредиты, а возможно, окажут содействие и в выпуске облигаций, разъяснили два источника, близких к «АвтоВАЗу».

Премьер-министр Владимир Путин провел вчера выездное совещание в Тольятти. Менеджмент завода уже жаловался, что традиционные формы поддержки (госгарантии по кредитам, ограниченные суммой 10 млрд руб.) «АвтоВАЗу» не подходят, ему нужен эксклюзивный подход и не менее 26 млрд руб. Путин обеспечил «АвтоВАЗу» такой эксклюзив.

До 10 мая государство выделит госкорпорации «Ростехнологии» (владеет 25% акций «АвтоВАЗа») 25 млрд руб., а госкорпорация передаст их «АвтоВАЗу» в виде беспроцентной ссуды, объявил премьер. Гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов разъяснил, что ссуда будет выдана «АвтоВАЗу» на год. По его окончании «Ростехнологии» оценят финансовое состояние завода и могут продлить срок займа. Жестких сроков возврата ссуды нет, уверяют источники, близкие к заводу, и подтверждает чиновник правительства. «Ростехнологии», когда «АвтоВАЗ» вернет им деньги, отдавать 25 млрд руб. в бюджет не обязаны, сказал источник в Минфине, но использовать их госкорпорация может на цели, которые определит государство.

Альтернативой ссуде была допэмиссия акций «АвтоВАЗа», но против этого выступала Renault (владеет 25% плюс 1 акция). Министр промышленности Виктор Христенко вчера заявил, что долг «АвтоВАЗа» перед государством все же может быть конвертирован в акции, но Чемезов говорит, что такой сценарий пока не обсуждается. «Что делать дальше, акционеры должны будут определить сами. Мы не будем настаивать на изменении пакетов», – заверил вчера Путин.

Деньги на поддержку «АвтоВАЗа» могут быть выделены из финансового резерва (125 млрд руб.), который заложен в скорректированном бюджете на 2009 г., говорит чиновник правительства: первоначально этот резерв планировалось потратить на непредвиденные социальные расходы.

«АвтоВАЗ» должен 14 млрд руб. поставщикам, многие из которых из-за этого сами на грани остановки. Поэтому, пока завод ждет ссуды, ВТБ и Сбербанк выдадут «АвтоВАЗу» бридж-кредит на 8 млрд руб., пообещал вчера Путин. Деньги привлекаются под гарантии «Ростехнологий» и по ставке около 18%, рассказал источник, близкий к «АвтоВАЗу».

Сама программа рассчитана до 2013 г., более точная сумма инвестиций – 95 млрд руб., а в 2009 г. на нее необходимо потратить 22 млрд руб., сказали собеседники «Ведомостей». Часть этой программы – создание новых автомобилей на платформах, выкупленных летом у Renault за 220 млн евро. Госгарантии для «АвтоВАЗа» больше не планируются, уверяют источники на заводе, это подтверждает и источник в Минфине.

Представители Сбербанка и Газпромбанка от комментариев отказались. Представитель ВТБ подтвердил, что переговоры с «АвтоВАЗом» ведутся.

Акционеры «АвтоВАЗа» довольны. «Любая форма господдержки «АвтоВАЗа» нас, как акционеров, радует», – заверяет представитель Renault Оксана Назарова. Главное – что «АвтоВАЗ» получит деньги и процесс модернизации автоконцерна не застопорится, заявил председатель совета директоров «Тройки диалог» (владеет 25% акций «АвтоВАЗа») Рубен Варданян. Размытия доли в «АвтоВАЗе» через год он не опасается: решение о допэмиссии акций должны принимать все акционеры.

Рынок также отреагировал на щедрость Путина бурным восторгом: котировки акций «АвтоВАЗа» на ММВБ вчера взлетели на 28,55%, капитализация составила 15,53 млрд руб. Акции Renault упали более чем на 10% (капитализация – 4,3 млрд евро), но это было следствием негативных новостей на автомобильных рынках (см. статью на стр. Б2). Индекс CAC-40 снизился на 4,27%.

Другим автоконцернам не так повезло. Группе ГАЗ может быть выделено лишь до 10 млрд руб. госгарантий по кредитам, сказал чиновник Минфина. Христенко, правда, добавил, что Олег Дерипаска (контролирует более 60% акций ГАЗа) предложил ряд позиций для дополнительного акционерного вливания в капитал ГАЗа (цитата по «Интерфаксу»).

Представитель группы ГАЗ Елена Матвеева говорит, что прямых вливаний из бюджета ее компания не ждет: «Мы рассчитываем лишь на свои силы и уже запустили программу по снижению издержек».

В 2009 г. компания планирует снизить себестоимость продукции на 20% и выйти на безубыточный уровень производства уже во втором полугодии. Слова Христенко Матвеевой непонятны, а представитель министерства уверяет, что слова министра были неверно истолкованы журналистами. Матвеева лишь добавила, что от правительства ГАЗу нужно, чтобы оно стимулировало рынок.

Свои просьбы были и у «Соллерса»: компании нужны госгарантии по облигациям на 5 млрд руб. на реализацию проекта создания автосборочного предприятия на Дальнем Востоке, сообщил на совещании гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов. Ответа он не получил. Правительство предварительно одобрило выделение компании госгарантий на такую же сумму по кредитам.

Гигантская поддержка «АвтоВАЗа» государством была ожидаема, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: это крупнейший в стране автопроизводитель, к тому же с госучастием. Смущает Сахнову лишь то, что деньги будут выделены предприятию без представления им четкой антикризисной программы, как этого требует, например, правительство США от General Motors или Chrysler. Помощь на таких условиях может оказаться непродуктивной, опасается она.