Новинки книжных развалов


Кто трогал мой «блэкбери»?

Люси Келлауэй

М.: АСТ, 2008. 412 с.

Совершенство достигается к моменту краха, полагал автор «Законов Паркинсона». С ним согласна Люси Келлауэй, колумнистка The Financial Times, которая в форме корпоративной переписки остроумно и подробно реконструирует жизнь офиса современной «сверхнациональной компании со штаб-квартирой в США».

Почему компания «разочаровала участников рынка благодаря 35%-ному падению доходов», поймет каждый читатель, знакомый с ляпами руководителей и нахрапом консультантов. Но самый цимес книжки в другом: Келлауэй талантливо описывает процесс облапошивания сотрудников. Вот пример: «Я с глубоким волнением сообщаю, что нам удалось привлечь фирму «За пределы кассы», команда консультантов которой активно работает над нашими проблемами и уже предложила более тысячи новых наименований для продукции нашей компании, – такой мейл рассылает всем работникам один из топ-менеджеров. – Они помогают нам найти новое название, которое бы создало эмпатию по отношению к нашему новому бренду и вывело нашу компанию на пик производительности навсегда!»

Иностранным словом «эмпатия» называется умение поставить себя на место другого, способность сопереживать. А вдохновленное послание топ-менеджера, вопреки эмпатии, маскирует банальное сокращение штатов – проект «Взлет», согласно которому сотрудники делятся на «на три категории – А, В и С» в полном соответствии с «в высшей степени объективными научными методами».

Эти методы позволили создать матрицу ключевых обязанностей, куда специальная группа включила смелость, гражданственность, игривость, мудрость, стремление к победе, доверие к коллегам. Потом ее изменили на новую матрицу, где собрали шесть слов на букву С, одним из которых стало «сумасшествие», потому что «без капельки сумасшедшинки мы были такими же, как и все прочие». Потом группа запустила проект «Мощный мозговой штурм по поведению» и провела встречу под девизом «Покажи и расскажи». (Все чудесатее и чудесатее, как справедливо заметила бы Алиса.) Потом главный герой, руководитель, изобрел новый термин – «креавация» и встал у руля сокращений.

«На вопрос, что такое креавация, игроки категории А знают ответ, – пишет он коллегам. – Глубоко в душе они всегда это знали и видели в себе. Креавация включает лучшую часть безоблачной креативности и ориентированную на результат практичность инновации. Это, если хотите, совершенное партнерство». Надо ли говорить, что секретарша главного героя получила «9 по всем позициям, кроме «любовь» и «удовлетворение», по которым она получает 10».

Так почему же компания потерпела крах? Неужели потому, что, разрабатывая матрицу поведения сотрудников, руководство призывало брать пример с индийцев? «Эти люди постоянно улыбаются, их ничто не затрудняет, – писало всему персоналу первое лицо, посетив Индию. – Для них не существует проблем с оплатой труда: низкие заработки – часть их уникальной культуры».