Скрестить ежа с ужом

Работодатель сегодня ищет универсальных специалистов, анализируют запросы клиентов рекрутеры. Но всегда ли и много ли он выгадывает, нанимая одного человека вместо двух?

У 31-летнего Евгения Волкова два образования – инженера-программиста и бухгалтера, и он уже три месяца ищет работу. До этого Волков трудился в Ситибанке, несколькими годами ранее занимался внедрением систем автоматизации бизнеса в российских и западных компаниях. «Бухгалтеры – люди, с которых обычно и начинается автоматизация, надо разговаривать с ними на одном языке, я и решил освоить эту специальность», – рассказывает он. Сейчас Волков хочет работать менеджером проекта. Предложения были и есть, уверяет молодой человек, но их наличие не означает, что они автоматически выливаются в трудоустройство. «Многопрофильность – сильный аргумент, но, к сожалению, не единственный, – считает Волков. – Когда выбирают кандидата, его до сих пор подсознательно оценивают по формуле «нравится – не нравится», даже если по всем остальным критериям он подходит на 100%».

«Многопрофильному специалисту приходится сложнее – больше времени уходит на подготовку, нужно больше в себя вкладывать, потому что в одной конкретной области у многостаночника не может быть такого же многолетнего опыта, как у узкого профессионала», – делится наблюдениями Евгений Раров, менеджер по повышению эффективности маркетинга и продаж компании «Дюпон».

Сам Раров, по образованию экономист-международник, специалист в области управления металлургическими предприятиями и системный администратор, работал на протяжении карьеры в разных сферах: бренд-менеджером в компании «Юнилевер», консультантом по корпоративной и бизнес-стратегии в McKinsey, помощником финансового директора в благотворительной организации. «Всякий раз при трудоустройстве – а это были и банки, и FMCG, и консалтинговые компании – нужно было доказывать понимание узкой области, – говорит Раров. – То, что у меня были знания из других сфер, являлось только плюсом».

Заменить незаменимого

Из 69% респондентов SuperJob.ru, одобряющих тактику найма универсалов, 37% ответили, что всегда стремились набирать широких специалистов, в 32% компаний такая возможность хотя и одобряется, но не используется.

В августе 2008 г. при среднем количестве открытых на hh.ru 80 000 вакансий доля двойных – таких как маркетолог-аналитик, бухгалтер-экономист, менеджер по рекламе и PR – составляла всего 3%, сейчас же при 44 000 открытых вакансий их примерно 8–9%, подсчитал Михаил Жуков, гендиректор группы компаний HeadHunter. «Если быть еще более точным, то, к примеру, количество вакансий экономистов по сравнению с сентябрем сократилось, а экономистов-бухгалтеров увеличилось с 2% до 5%», – добавляет он.

«В кризис к нам реже стали обращаться из-за каждой простой позиции – работодатели рассматривают кандидатов с несколькими квалификациями», – подтверждает Екатерина Горохова, гендиректор и вице-президент Kelly Services. Хорошо, например, когда вопрос о получении кредитов решается финансистом, у которого есть еще юридическое образование, уточняет она. В IT-компаниях стараются брать специалистов, которые разбираются в программном обеспечении и в той области, где их продукт будет внедряться, – финансах, HR и т. д., добавляет Горохова.

«Лучше взять человека, который умеет выполнять две-три профильные обязанности, чем платить нескольким, – комментирует Ирина Юшко, менеджер по подбору персонала компании «Торговый дом С7» (продажи, подбор, установка сантехники, мебели для дома, кухонь и т. д.). – Это экономит средства компании, к тому же сотрудник с узким спектром обязанностей, уходя в отпуск, оказывается незаменимым». Правда, универсальных позиций в компании пока немного, признает Юшко: «Один из менеджеров по персоналу 50% времени занимается кадровым делопроизводством, а остальные 50% – подбором персонала. Зарплата у него чуть выше, чем в среднем по рынку, и за каждого найденного высококвалифицированного специалиста ему выплачивается премия». Еще одна позиция, где нужны универсалы, – это дизайнер интерьеров, добавляет она.

«В cтроительном секторе, к примеру, средняя зарплата специалиста службы охраны объекта и одновременно охраны труда и промышленной безопасности со знанием английского языка в крупной западной компании находится сейчас на том же уровне, что и в докризисное время, – 120 000 руб., – поясняет Горохова. – Это на 20–30% больше, чем зарплата специалиста, работающего в одной из этих областей».

Конкурентов не сливать

Узкая сфера деятельности не дает возможности набирать универсальный персонал – такой довод приводит меньшинство участников опроса SuperJob.ru.

«Вал запросов на универсалов действительно был, но в первые месяцы кризиса, когда сокращали людей и нужно было на кого-то одного взвалить несколько обязанностей, – говорит Александр Казаков, заместитель гендиректора Exclusive Personnel. – Еще в преддверии новогоднего периода компании начали урезать зарплаты, и тот, кто этого не выдерживал, хлопал дверью, а нас просили искать на его место универсального специалиста». В попытках «скрестить ужа с ежом», по мнению Казакова, нет ничего хорошего. Он приводит случай, как в одной IT-компании руководство решило сократить отдел системных администраторов, а отделы эксплуатации и разработок объединить в один.

«В итоге одни и те же люди разрабатывали интернет-проекты, сами у себя принимали работу, а потом все это и эксплуатировали, – рассказывает Казаков. – Через время сайты начали зависать, и компания поняла, что сокращение людей – это не совсем то, что ей нужно». Раньше, поясняет он, у каждого отдела были собственные интересы – сотрудники отдела эксплуатации смотрели, чтобы продукт соответствовал их требованиям, администраторы – чтобы он не слишком нагружал систему, а при попытке слить это в одно получилась сумятица. «Когда пытаются объединить людей, которые взаимодействуют на горизонтальных позициях и по большому счету должны конкурировать друг с другом, доказывая свои интересы, происходят перекосы», – делает вывод Казаков.