Лицом к кризису

Сегодня саммит «двадцатки» в Лондоне намерен решить судьбу мировой экономики. Лидеры «двадцатки» не способны принять единое решение, указывают эксперты
AP

В повестке саммита – вывод мировой экономики из рецессии и предотвращение кризисов в будущем.

Страны «двадцатки» (производят около 80% мирового ВВП) уже анонсировали масштабные антикризисные программы, которые в сумме составляют $1,7 трлн. «Этих денег недостаточно для вывода мировой экономики из кризиса, – считает Мартин Ворнер, старший директор A.T. Kearney. – Нужна политическая воля. И гораздо большие расходы».

Мировые институты, которые давали пессимистические оценки мировой экономики, тем самым готовили почву для консолидации, говорит эксперт ОЭСР Александр Матусевич. «Есть надежда, что тяжелейшее состояние мировой экономики заставит экономических лидеров быть более договороспособными», – поясняет он. Лидеры «двадцатки» не способны принять решение, как преодолеть кризис, категорично заявляет главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Прежде всего из-за концептуальных разногласий экономических моделей, добавляет эксперт.

Президент США Барак Обама, предваряя саммит, заявил: «Представители стран «большой двадцатки» не во всем согласятся друг с другом». Но это противоречия «второго плана», отметил он, и они не позволят провалить главные экономические решения саммита. Его поддержал британский премьер-министр Гордон Браун: «Мы не должны принимать решения по остаточному принципу». Страны должны объединиться, чтобы решить, как действовать, сказал он. США и Великобритания настаивают на изменении мировой финансовой архитектуры и усилении международного контроля за деятельностью банков. В числе предлагаемых первоочередных мер – дальнейшее снижение учетных ставок центробанками и расширение государственной поддержки бизнеса. Предполагается провести реформу международных организаций, таких как Международный валютный фонд, чтобы усилить в них роль развивающихся стран.

«Я не собираюсь ассоциировать себя с саммитом, который закончится подписанием документа, полного ложных компромиссов», – заявил французский президент Николя Саркози в интервью радиоканалу «Франс 1». Причем расхождения между странами достигли такой степени, что Саркози пригрозил досрочно покинуть саммит, если позиция Франции о реформе мировых финансовых рынков не будет учтена в заключительном документе встречи. США и Великобритания настаивают на принятии странами «двадцатки» новых масштабных пакетов по стимулированию экономик и на увеличении дефицита, в то время как в странах Европы дефицит противоречит правовым нормам (в соответствии с маастрихтскими соглашениями дефицит бюджета не должен превышать 3%).

Россия и Китай в качестве альтернативы выдвинули идею создания новой резервной валюты. Однако Россия смотрит на эту инициативу без особых надежд. «Вероятность, что будет принято решение по поводу мировой резервной валюты, ничтожна», – говорил ранее помощник президента России Аркадий Дворкович.

Гордон Браун заявил, что саммит «не имеет права на ошибку». Оказавшийся в распоряжении FT заключительный документ саммита содержал 24 пункта, он похож на декларацию и не содержит конкретных мер. Наиболее заметное предложение организаторов саммита – капитуляция офшоров. Благодаря политической поддержке «большой двадцатки» «за последние недели в борьбе против «налоговых оазисов» было достигнуто больше, чем за последние 10 лет», заявил генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа. «Если нам удастся избавить мир от финансовых центров, которые живут за счет недостатка прозрачности, отказа от сотрудничества и слабого регулирования, тогда мы добьемся важного успеха на пути к более справедливой и чистой мировой экономике», – подчеркнул он.