Скрытая угроза

ОЭСР опубликовала список юрисдикций, которыми недовольны лидеры G20, среди них 35 офшоров и восемь других финансовых центров

В коммюнике по итогам саммита «двадцатки» сказано о готовности ввести санкции в отношении офшорных зон. «Эра банковской тайны закончена», – говорится об офшорах. Никаких конкретных мер, правда, предложено не было, их обещали обдумать к следующей встрече.

Лидеры «двадцатки» сослались на список Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она публикует перечень стран, не соответствующих принятым организацией в 2002 г. стандартам по обмену налоговой информацией. Список был обновлен 2 апреля (см. таблицу). Ущерб мировой финансовой системы от действий офшоров ОЭСР оценивает в $1,7–11,5 трлн.

Не соответствующие стандартам страны разделены на две категории: объявившие о принятии стандартов ОЭСР, но в достаточной мере не внедрившие их (39 юрисдикций), и отказавшиеся сотрудничать (4). Первая категория разделена на «налоговые гавани» (Британские Виргинские острова, Лихтенштейн и проч.) и неофшорные финансовые центры.

Юрисдикции из списка ОЭСР популярны среди компаний с активами в России. В Швейцарии зарегистрировано подразделение «Реновы» Renova Management (головная структура Renova Holding – на Багамах), трейдер Rosukrenergo и оператор будущего газопровода «Северный поток» Nord Stream. В Люксембурге – Evraz Group, на Британских Виргинских островах – некоторые акционеры автозавода «Тагаз».

Представители этих компаний отказались от комментариев. Реализовать угрозы G20 не сможет, всегда будут несогласные страны, куда и переместятся «налоговые гавани». Если санкции окажутся слишком серьезными, тогда придется перерегистрироваться, говорит менеджер другой компании: «Но не раньше». Представитель Минфина не смог прокомментировать, готовятся ли какие-то меры против «налоговых гаваней». Эффективными такие меры будут только в случае наложения ограничений или налоговых санкций на расчеты с офшорами, полагает партнер Baker & McKenzie Сергей Жестков: например, в США налоговики могут присоединить доходы «дочки» американской компании в офшоре к налоговой базе материнской компании.