Славно натворили

Премией «Инновация» наградили в этом году только тех, кто к современному искусству относится честно и наделен умом и талантом; впрочем, среди претендентов других и не было

Церемония вручения «Инновации» – премии в области современного визуального искусства – прошла в четвертый раз и наконец нашла оптимальный и уместный в нынешней экономситуации формат. Ничего похожего на корпоратив ЗАО «Наша раша контепорари арт», все коротко, ответственно, с выдумкой.

Церемонию украсил – без шуток – министр культуры РФ Александр Авдеев, сказавший несколько серьезных слов, не слышанных от других министров, о важности современного искусства. А потом вручил приз за творческий вклад Игорю Шелковскому – за подпольный в советские годы журнал «А – Я». Дальше ласточкой – стремительно и весело – взлетала на сцену ведущая Ингеборга Дапкунайте, капелла Юрлова (в записи) пропевала название номинаций и славу смущающимся победителям.

Организаторы «Инновации» в этом году подчеркивали, что премия эта государственная и потому обязана следить за приоритетами, поскольку рынок и гламур создали дутые репутации.

Выбор жюри этому настрою соответствовал и был – хотя есть и много других мнений – продуманным. Если перед началом награждения среди публики слышалось «кому дадут, Кате или Вите?» и «неужели прокатят Никиту?», то к финалу церемонии стало ясно, что жюри выбирало работы, а не людей, связанных сложными отношениями.

Человеческое – личные пристрастия членов жюри к номинированным – помешало профессиональному только в номинации теории и критики, ее никому не дали. Ну еще, может быть, обаяние помогло Андрею Кузькину выиграть в «Новой генерации», хотя человека, четыре часа собственноножно месившего цемент (перформанс «По кругу»), не поощрить негуманно.

Неожиданностью стало награждение в номинации за лучший кураторский проект Анны Зайцевой, но тут как раз пример выбора не вообще за заслуги, а конкретно – за работу этого года. Выставка «Яблоки падают одновременно в разных садах», сравнивающая ранние вещи художников разных поколений, точнее соответствует формату премии, чем, например, проект «Борьба за знамя» Екатерины Деготь об искусстве прошлого века. Номинацию «Региональный проект» учредили как фору для не столичных жителей, поэтому наградили не выставку Марата Гельмана «Русское бедное» в Перми, а калининградцев Дмитрия Булатова и Олега Блябляса.

Главный приз – за лучшее произведение – отдали нежной, изобретательной и метафоричной инсталляции Владислава Ефимова «Для радио». Но справедливо было бы наградить любую работу из оставшихся после отказа от участия в конкурсе Ильи Кабакова. Все номинированные произведения хорошие, профессиональные, яркие.

Но главное событие прошлого года – все равно кабаковская «Альтернативная история искусства». Пример того, как, оставаясь собой, многие годы, невзирая на обстоятельства времени и мест, можно продвигаться вперед, вместе с искусством. Но Кабаков себя от коллег отделил, как небожитель, хотя пространство искусства едино, неделимо и вечно, потому что вслед за художником идет художник. Но как-то слишком уж было бы хорошо и правильно, если бы Кабаков стоял рядом с Ефимовым, а Даша Жукова вместо супругов Манашеровых получила бы приз за поддержку современного искусства.