Сравняли с государством

«Газпром» и «Транснефть» больше не могут похвалиться кредитным рейтингом выше суверенного. Агентство Moody’s поставило монополии в один ряд с Россией. Самым надежным заемщиком по версии агентства остаются «Российские железные дороги»
Д. Гришкин

Общий прогноз Moody’s по рейтингам «Газпрома» – «стабильный», мнение агентства по кредитным рискам компании не меняется. Ведь и российское правительство, если понадобится, готово «подставить плечо» «Газпрому», пообещал в пятницу премьер Владимир Путин. Несмотря на обещание, котировки концерна на ММВБ снизились на 1,95% (индекс не изменился, но «Роснефть», к примеру, подорожала на 3,74%), в РТС «Газпром» подорожал всего на 0,97% (индекс прибавил 1,65%, «Роснефть» – 5,15%).

«Газпром»

нефтегазовый холдинг. Основной акционер – государство (50,002%). Капитализация – $98,5 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2008 г.): выручка – 2,6 трлн руб., EBITDA – 1,17 трлн руб., чистая прибыль – 705,4 млрд руб., чистый долг – 868,4 млрд руб.

Агентство Moody’s снизило кредитные рейтинги «Газпрома» с А3 до Ваа1, т. е. до уровня России. И на «Газпром», и на всю страну влияют одни и те же факторы, объясняется в сообщении агентства: движение цен на нефть и газ и «изменение здоровья российской экономики». Дополнительный риск для «Газпрома» – возможность того, что придется помогать Газпромбанку, указывает Moody’s. Хотя «Газпром» уже перестал консолидировать банк в своей отчетности, лишившись контрольного пакета акций (сейчас доля «Газпрома» – 41,7%) и большинства в совете директоров.

От дополнительных комментариев представители Moody’s и «Газпрома» отказались.

До 2005 г. все три крупнейших рейтинговых агентства – Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch – держали рейтинги «Газпрома» на одной ступени с суверенным: оценки всех компаний традиционно были ограничены рейтингом страны, которую они представляют. Но весной 2005 г. Moody’s поменяло принципы оценки кредитоспособности. Агентство стало учитывать не только риск банкротства компаний и вероятность поддержки государством, но и самочувствие в случае дефолта страны. По новой методике сразу три госкомпании получили тогда рейтинг выше суверенного. «Газпром» и РЖД поднялись на одну ступень до Ваа2 (при Baa3 у России). А оценку «Транснефти» Moody’s установило на две ступени выше странового рейтинга.

В 2005 г. «Газпром» меньше месяца продержался на этом уровне, но в мае 2006 г. снова обошел Россию. А с декабря 2006 г. по июль 2008 г. имел рейтинг на две ступени выше суверенного (как раз недавний А3). Главная статья доходов «Газпрома» – европейская выручка от продажи газа – неуклонно росла вслед за нефтяными котировками: $42 млрд в 2006 г., $45 млрд в 2007 г., рекордные $73 млрд в 2008 г. Уровень долга держался в пределах 1–1,4 EBITDA (после деконсолидации Газпромбанка – 0,9). Прогноз «Газпрома» по выручке на этот год – $39–44 млрд. Но уровень долга не должен превысить EBITDA, обещали недавно топ-менеджеры концерна.

«Транснефть» Moody’s понизило в рейтинге еще 31 марта (как и «Газпром» – с А3 до Ваа1). Нефтепроводная монополия сильно зависит от решений правительства, ее инвестпрограмма огромна, но рост тарифов может быть сдержан для помощи нефтяным компаниям, указало агентство.

У РЖД пока остается прежний рейтинг – А3. Будет ли и он пересматриваться, представитель Moody’s не сказал.