Нет покупателей

Инвестбанковский рынок замер. В I квартале 2009 г. объем слияний и поглощений с участием российских компаний, по данным Dealogic, упал на 78%, а публичных размещений вообще не было
М.Стулов

По данным Dealogic, в I квартале 2009 г. было объявлено 252 сделки с участием российских компаний на $11,49 млрд, в основном мелких – на несколько десятков миллионов рублей. В лидерах по их организации оказались JPMorgan, консультировавший OMV по продаже пакета в венгерской MOL «Сургутнефтегазу» ($1,87 млрд), Deutsche Bank (пять сделок на $1,13 млрд) и ВТБ (одна сделка на $138 млн – приобретение пакета в ФК «Открытие»). В прошлом году такие достижения были бы просто смешны. Deutsche Bank в одном только I квартале 2008 г., по данным Dealogic, консультировал сделок по слияниям и поглощениям на $12,8 млрд. Замыкал топ-10 банков тогда Альфа-банк со сделками на $4,4 млрд.

Thomson Reuters насчитало в I квартале 2009 г. сделок вообще только на $3 млрд. На 1-е место оно также ставит JPMorgan, кроме сделки с MOL, участвовавший в приобретении 10% британской Highland Gold Mining компанией Александра Абрамова и Александра Фролова. За JPMorgan следуют «Тройка диалог», Газпромбанк, Lazard (по одной сделке) и Deutsche Bank (две сделки). Объемы сделок этих инвестбанков Thomson Reuters неизвестны, говорит представитель Дженнифер Колдуэлл. По оценке Thomson Reuters, JPMorgan заработал на M&A около $10 млн, Deutsche Bank – $4 млн, Lazard – $2 млн, «Тройка диалог» – $1,5 млн.

«Хотя в целом европейский рынок M&A сократился как минимум на 30%, многие российские компании активно рассматривают возможности для приобретений в Европе, которые в условиях кризиса стали доступнее. Мы полагаем, что в ближайшем будущем эта тенденция может продолжиться», – передал через представителя руководитель отдела слияний и поглощений JPMorgan Станислав Сон. В прошлом году инвестбанк, например, консультировал «Газпром нефть» по покупке сербской NIS.

«Ренессанс капитал» с начала года закрыл всего четыре инвестбанковских сделки. «Мы считаем, что на рынке, где много продавцов и мало покупателей, это уже достижение, но в прошлые годы количество сделок исчислялось десятками. В сентябре вся отрасль пережила настоящий коллапс, многие клиенты только в феврале поверили, что жизнь будет, и, учитывая, что срок средней инвестбанковской сделки – 6–12 месяцев, инвестбанки сейчас заново выстраивают планы будущих сделок. Сейчас большое количество клиентов работают без банкиров, делая сделки «на коленке», но до финиша все равно доходит мало [сделок]», – сетует предправления «Ренессанс капитала» Александр Перцовский.

Из-за недостатка бизнеса многие банки, в хорошие времена выделявшие инвестиционное направление в отдельный блок, вновь совместили его с корпоративным кредитованием. Так поступил, например, Альфа-банк.