Дипломатический визит

В Пушкинском музее открылась выставка «Гость из Италии», на ней представлена только одна картина, но очень знаменитая

Этот мужской портрет прибыл к нам по дипломатической линии – к визиту премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Визит отложен, но буклет к выставке начинается приветствием премьера РФ Владимира Путина, отметившего, что созданная Тицианом «портретная галерея блестяще отражает богатство внутреннего мира человека».

Тицианом сильные мира сего восхищались еще при его жизни, император Священной Римской империи Карл V поднял оброненную художником кисть, о чем упомянуто в каждом тексте, посвященном великому живописцу. А в каждой книге о нем обязательно есть репродукция этого портрета, хранящегося во флорентийском Палаццо Питти. Но серьезные исследователи не склонны писать о нем подробно, ограничиваются «внутренним миром» или еще проще – «как живой». Потому что все остальное – чистые фантазии интерпретаторов.

О чем говорить, если это самый сдержанный из многочисленных портретов Тициана: ни говорящего фона, ни объясняющих должность и статус деталей облачения, ни особо выразительной позы, подчеркивающей характер. Просто мужчина в черном одеянии с золотой цепью на шее и перчаткой в руке смотрит прямо в глаза зрителю, но рассеянным взглядом: то ли задумался, то ли печалится, или просто скучно стало позировать. Ну а дальше неизбежная банальность – «как живой», хотя почти пятисотлетний.

Про портрет точно известно только то, что он кисти Тициана, а датировку недавно изменили – не 1540–1545-е, а 1525 год, но это по договоренности, хотя и ученых. Кто изображен, тоже неизвестно, и в истории искусств портрет несколько раз менял названия, последнее – «Портрет неизвестного с серыми глазами» – также требует замены, поскольку после недавней расчистки в процессе реставрации глаза оказались темно-голубыми.

Великий Тициан жил долго и оставил потомкам огромное творческое наследство. Его большие картины и алтарные образы грандиозны, но это – живопись. Его златокудрые венецианки пышнотелы и прекрасны, но они – богини прошлого. А на этом портрете понятный нам человек, похожий на тех, кто живет сейчас, только более цельный и благородный. У него высокая дипломатическая миссия – соединять людей, разделенных веками.