Эксклюзивный контроль

Минэкономразвития и Минфин наконец договорились, как контролировать трансфертные цены компаний. Круг проверяемых сделок сужается – под надзором останутся лишь крупные и внешнеторговые операции

Концепция поправок в Налоговый кодекс (НК) о контроле за трансфертными ценами (копия есть у «Ведомостей») должна быть внесена в правительство в апреле. Круг контролируемых сделок внутри России сужается.

В концепции, подготовленной Минфином, предлагается надзирать за операциями с одним и тем же партнером, если их сумма превышает 1 млрд руб. либо если сторона сделки платит НДПИ по адвалорной ставке (например, ГОКи), налог на вмененный доход или является резидентом особой экономической зоны. Сейчас же это бартерные и внешнеторговые сделки между аффилированными лицами, а также любые операции компании при отклонении цены от других ее аналогичных сделок на 20%.

Ослабевает контроль и за внешнеторговыми сделками: проверят сделки с компаниями из минфиновского списка офшоров, с интеллектуальной собственностью, информацией, об оказании услуг. Из товарных – с нефтью, нефтепродуктами, металлами, драгоценными камнями. А перечень аффилированных лиц расширяется: в нем, например, «родственные» компании (более чем на 20%) или связанные через членов совета директоров.

Пересматриваются методы определения отклонения от рыночных цен (см. врез). Расширяется перечень информационных ресурсов, на основании которых могут проверяться цены: к официальным источникам информации о рыночных ценах добавлены сведения о ценах и биржевых котировках, опубликованные в общедоступных изданиях, и отчеты оценщиков. А налоговики смогут запрашивать у компаний информацию о сделках на общую сумму свыше 100 млн руб., совершенных с одним и тем же лицом.

Одна из основных уступок Минфина – при пересмотре цен сделок может происходить «симметричная корректировка налоговой базы»: если у продавца налог на прибыль увеличен, то у покупателя он может быть уменьшен.

Претензии по трансфертному ценообразованию предъявляются на большие суммы, говорит менеджер сталелитейного холдинга. В июле прошлого года премьер Владимир Путин раскритиковал «Мечел» за поставку на экспорт угля по ценам вдвое ниже внутренних, поинтересовался, где маржа «в виде налогов для государства», и обещал послать доктора к лежавшему в больнице владельцу холдинга Игорю Зюзину. Но налоги «Мечелу» так и не были доначислены. Представитель «Мечела» не стал комментировать предлагаемые изменения. В кризис угроза претензий по трансфертным ценам возрастает, отмечает менеджер одного из сталелитейных холдингов: стоимость продукции нестабильна.

Налоговики проигрывают такие споры из-за того, что не могут обосновать рыночную цену, объясняет адвокат «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев. Они пытаются доначислять налоги по другим основаниям, например, обвиняя компании в получении необоснованной налоговой выгоды, рассказывает он, хотя такая практика развалилась в президиуме Высшего арбитражного суда (ВАС). Например, в деле «Русснефти» ВАС указал, что инспектора не могут предъявлять претензии, называя расходы необоснованными, если спор идет о размере цены (сумма доначислений была уменьшена с 20,5 млрд до 8,7 млрд руб.).

Механизм контроля со стороны налоговиков станет более понятным и для компаний, считает замдиректора судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер. Но предлагаемая методика оценки рыночных цен не учитывает их разброса внутри интервала, отмечает он.

Компании смогут занижать суммы сделок, чтобы у налоговиков не было повода проверить их, полагает Воробьев. «Речь идет об эксклюзивном контроле, цель которого определить место налогообложения прибыли», – говорит Сергей Беляков, помощник министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной. Другие нарушения налоговики смогут выявлять, доказывая, например, необоснованность налоговой выгоды, продолжает он.

Концепция вводит разный контроль за экспортерами биржевых товаров, рассуждает Елена Васильева из Deloitte: например, добыча руды ГОКами контролируется как внутренняя сделка, а экспорт металла – как внешняя. А вот импортеры несырьевых товаров, наоборот, в большинстве своем выведены из-под контроля, продолжает она.

Работа над проектом началась еще в 2004 г., было подготовлено несколько его вариантов, вспоминает директор налогового департамента Минфина Илья Трунин: «С самого начала мы почувствовали сильное противодействие со всех сторон и в итоге вместо проекта имеем сегодня только его концепцию. Когда правительство ее одобрит, снова будем готовить поправки в НК».