Под горку

В I квартале продажи автомобилей упали на 40% по сравнению с рекордным 2008 годом, но в марте 2009 г. они незначительно выросли по отношению к февралю
А. Махонин

В I квартале россияне купили 387 843 новых легковых и легких коммерческих автомобиля, сообщил вчера комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В январе продажи снизились на 33%, в феврале – на 38% (по сравнению с теми же периодами прошлого года). В марте было продано, по данным АЕБ, 135 446 автомобилей – на 0,39% больше, чем в феврале год назад, но на 47% меньше, чем в марте 2009 г.

Получив неутешительные результаты продаж, АЕБ, объединяющая всех крупнейших автопроизводителей, понизила свой официальный прогноз продаж на 2009 г. до 1,7 млн автомобилей (последний раз ассоциация снижала прогноз в феврале – до 1,9 млн шт., а в начале года ожидала, что удастся продать 2,4 млн шт.). Прогноз ассоциации – это усредненный показатель, получаемый на основе прогнозов продаж всех моделей производителей, входящих в АЕБ. Ford – единственная из опрошенных вчера «Ведомостями» компания, сообщившая, что ее официальный прогноз отличается от расчетов АЕБ: продажи могут составить 1,4–1,5 млн машин, а если ситуация во II квартале продолжит ухудшаться, она может снизить прогноз еще сильнее, сообщил вчера глава Ford в России Найджел Брекенбери. «Часть прогнозов, включенных в расчеты АЕБ, возможно, учитывает результаты продаж только в январе – феврале», – объяснил он расхождения.

«Пока все идет по понятному сценарию: продолжают потихоньку распродаваться стоки, начинают появляться машины 2009 г. по новым ценам», – говорит главный исполнительный директор розничного направления «Рольфа» Вардан Даштоян. В продажах I квартала учтен «агрессивный маркетинг в отношении автомобилей 2008 г.», напоминает Брекенбери.

Обычно к апрелю непроданными остается небольшое количество прошлогодних машин, напоминает директор по связям с общественностью «Дженерал моторс СНГ» Сергей Лепнухов. Но сегодня на рынке 350 000–400 000 автомобилей производства прошлого года (без учета отечественных марок), подсчитывает директор по развитию проекта Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Товарные запасы «АвтоВАЗа» сейчас составляют около 90 000 машин, из них около 23 000 – 2008 г., говорит источник в компании. «Стоки 2008 г. не закончились, до этого времени автомобили 2009 г. мы ввозить не будем», – говорит представитель «Тойота мотор» Татьяна Русакова. У Mitsubishi, по словам представителя «Рольф импорта» Кирилла Устинова, «достаточное количество» стоковых машин 2008 г. Остаются запасы и у GM, хотя по массовым маркам (Chevrolet, Opel) они подходят к концу, признает Лепнухов. «Стоки еще есть, и спецпредложения на них действуют», – говорит Оксана Назарова, директор по связям с общественностью «Автофрамоса».

Начало марта было «ужасным», а к концу месяца ситуация наладилась, говорит Алексей Лещенко, председатель совета директоров группы «Модус» (мультибрендовый дилер в ЮФО). К тому же ситуация, по его наблюдениям, сильно различается в зависимости от региона. В апреле количество посетителей в салонах даже выросло, говорит Даштоян: «У меня, например, заметно вырос уровень контрактования Mitsubishi из-за активного продвижения марки».

Главных проблем большинство производителей и дилеров ожидают во II квартале, когда стоки подойдут к концу и останутся в основном машины 2009 г. по повысившимся ценам. «С июня-июля выдача машин клиентам резко упадет», – ожидает Даштоян. Но если макроэкономическая ситуация не ухудшится радикально, к октябрю-ноябрю продажи могут начать рост. «Люди психологически привыкнут к новым ценам, появится стабильность, а если курс рубля останется более-менее стабильным, то, возможно, мы увидим и некоторое снижение процентных ставок», – говорит он.