Эудженио Радзелли: «Россия будет нашей следующей целью», - Эудженио Радзелли, гендиректор Magneti Marelli, президент Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA)

Кризис приведет к серьезному перераспределению собственности в мировом автопроме, предсказывает Эудженио Радзелли и обещает, что его компания будет участвовать в консолидации производителей комплектующих

1991

назначен руководителем департамента систем контроля двигателя компании Magneti Marelli

1993

перешел в компанию Pirelli Cavi, последняя должность – старший исполнительный вице-президент

2003

назначен старшим вице-президентом по бизнес-развитию Fiat Spa

2007

занял должность генерального директора Magneti Marelli

Magneti Marelli

производитель автокомплектующих. выручка – 5,45 млрд евро (2008 Г.). операционная прибыль – 93 млн евро. Акционеры – Fiat (99,99% уставного капитала, 100% голосующих акций). Компания основана в 1919 г. Занимается производством высокотехнологичных компонентов (системы освещения, электронное оборудование, детали двигателя, трансмиссии, подвески, выхлопные системы). Насчитывает 46 производственных площадок, которые расположены в 16 странах.

Бизнес компании Magneti Marelli по-настоящему глобальный. У производителя автокомплектующих, «дочки» компании Fiat, есть заводы в Европе, Азии и Америке – в 16 странах, в том числе в России. И поэтому 40% своего времени гендиректор Magneti Marelli Эудженио Радзелли проводит в поездках. Мы познакомились несколько лет назад на автосалоне в Женеве. Радзелли пообещал мне выслать контакты директора своего российского подразделения. Когда я, вернувшись в Москву, отправил ему электронное письмо с напоминанием об этом, ответ пришел уже через 5 минут, в копии стоял адрес российского директора. Директор прислал мне сообщение с Blackberry ровно через минуту: «Извините, я на встрече, перезвоню вам через 30 минут». Ровно через 30 минут мой мобильный телефон зазвонил. Признаюсь, такой пунктуальности я не встречал ни до, ни после ни у немецких, ни у японских компаний. В этом году мы вновь встретились с Радзелли на Женевском автосалоне. В интервью «Ведомостям» Радзелли делится своими впечатлениями, как правительства разных стран реагируют на кризис, и рассказывает, как его компания будет строить свой бизнес в новых условиях.

– Заводы Magneti Marelli расположены в 16 странах. Могли бы вы оценить, в каких странах экономическая ситуация лучше, а в каких – хуже?

– Мировая экономика и автомобильная индустрия в глубоком кризисе, который затронул все континенты. Ситуация в конкретных странах различается в зависимости от того, как правительства реагируют на кризис. Например, в Китае ситуация лучше, чем в Европе и Северной Америке. Северную Америку кризис затронул сильнее всего, Азию – в меньшей степени. Латинская Америка поначалу очень сильно пострадала от кризиса, но в последние пару месяцев ситуация там стабилизировалась – в первую очередь я имею в виду Бразилию, поскольку ее правительство приняло эффективные меры. Насколько они окажутся долгоиграющими, мы увидим позже. Россия сейчас тоже в полной мере почувствовала, что такое кризис. Насколько он окажется болезненным для вашей страны, также зависит от действий вашего правительства.

– Гендиректор Fiat Серджио Маркионне предсказывает, что экономический кризис приведет к резкому сокращению количества автомобильных компаний. А что думаете вы?

– В ближайшее время мы можем стать свидетелями даже увеличения их числа – кто знает, останется ли General Motors единой компанией. Но, безусловно, консолидация будет. 70 автопроизводителей в развитых странах превратятся, может быть, в 13–14. Правительство Китая приняло решение оставить только 14–16 ключевых местных автопроизводителей и сейчас активно побуждает компании к слияниям. Хотя слияние крупных компаний, особенно в нынешних условиях, – процесс непростой.

– Производителей автокомплектующих тоже ждет консолидация?

– Если мы говорим про 14 автомобильных компаний, то количество крупных производителей комплектующих составит по меньшей мере 100, а мелких и средних – 1000. Производители автокомплектующих тоже будут сливаться, и Magneti Marelli не останется в стороне от этого процесса: если он начнется, мы будем очень активным игроком.

– Как кризис влияет на ваш бизнес?

– Во-первых, это очень резкое и глубокое снижение продаж. В 2008 г. наши продажи оказались не ниже 2007 г., потому что у нас было девять прекрасных месяцев и лишь последний квартал оказался плохим. Начало 2009 г. тоже оказалось плохим с незначительным улучшением в марте. Во-вторых, снижение продаж автомобилей затронуло в первую очередь машины в богатой комплектации, что означает для нас дополнительные потери в добавленной стоимости.

– Как Magneti Marelli сокращает издержки?

– Во-первых, надо адаптировать объемы производства к существующему уровню заказов. Для этого мы сократили число наших временных работников по всему миру и т. д. Во-вторых, надо анализировать фиксированные издержки, чтобы понять, где ресурсы для сокращения расходов.

– Расходы на новые разработки вы не трогали?

– Наши новые разработки ведутся по двум направлениям. Во-первых, для конкретных клиентов какие-то из этих программ откладываются, отменяются. То есть по этому направлению наши вложения сокращаются. Но мы не уменьшаем инвестиции в наши собственные разработки – несмотря на кризис, жизнь не кончается, появляются новые возможности.

– Каковы ваши расходы на R&D?

– В среднем 4–5% от годового оборота. Но у нас очень разные сферы деятельности: на электронные системы мы тратим около 10%, а на подвеску, быть может, 1%.

– Какие выгоды может извлечь Magneti Marelli из возможного слияния Fiat и Chrysler?

– Для нас это было бы очень хорошим развитием событий, поскольку сегодня Chrysler не является нашим крупным клиентом. У нас очень хорошая производственная база в Мексике, и нам есть что предложить Chrysler.

– Ранее вы говорили, что собираетесь увеличить продажи Magneti Marelli до 6 млрд евро к 2010 г. Каковы ваши планы теперь?

– Надо подождать и посмотреть, как изменится глобальная экономическая ситуация. Наши планы на 2010 г. будут выполнимы, если мировая экономика начнет выздоравливать. Наш портфель новых заказов на 2009 г. очень хорош и соответствует нашим предыдущим прогнозам.

– Вы очень оптимистично отзываетесь о перспективе вашей новой разработки – системе stop-start, которая автоматически глушит и заводит двигатель в пробках и на светофоре. Вы уверены, что в условиях кризиса покупатели захотят за нее доплачивать?

– Я уверен, что успех системы stop-start зависит от того, насколько низкую цену удастся на нее предложить. В очень короткий период количество автомобилей, оборудованных этой системой, может достичь 60–70%. Потому что это одно из самых эффективных решений, позволяющих сократить расход топлива на 10–15% без существенных дополнительных трат для покупателя автомобиля. Но водителям необходима некоторая переподготовка, потому что манера вождения автомобилей с системами stop-start отличается. Как производитель комплектующих, мы не можем тратить очень много денег на коммуникации с конечным потребителем – это задача автомобильных компаний. Но и мы делаем это для самых важных наших разработок.

– Автокомпании в жесткой форме пытаются добиться от производителей комплектующих серьезного снижения цен. Как вы можете им противостоять?

– Отношения между автопроизводителями и поставщиками комплектующих – системообразующие, поскольку производителям жизненно необходимы стабильные поставщики комплектующих. И сегодня один из самых острых вопросов в автопроме – сохранятся ли существующие цепочки поставщиков. Вопрос цены очень важен, но это не единственная тема для обсуждения. Здесь мы уходим в философскую плоскость, которая тем не менее является важнейшей для бизнеса: добиваться просто снижения цены без снижения издержек – бесплодная затея. Это то, о чем мы говорим с нашими клиентами.

– В прошлом году вы сказали, что предпочитаете, чтобы Magneti Marelli потеряла часть бизнеса, вместо того чтобы подписать «нечестный контракт». Можете привести примеры таких потерь?

– Имена конкретных клиентов я вам, конечно, не назову, но такое случается еженедельно.

– Еженедельно?

– Ну да. Поскольку каждый год мы запускаем порядка 150 новых продуктов. Чтобы подписать такое количество контрактов, надо провести, быть может, 500 переговоров.

– В прошлом году вы объявили, что хотите к 2010 г. добиться, чтобы 40% вашей продукции выпускалось в странах с низкой стоимостью рабочей силы. Сейчас, когда курсы валют развивающихся стран резко упали, вы не хотите увеличить эту пропорцию?

– 40%-ный рубеж по-прежнему наша цель. Во-первых, мы хотим покупать как можно больше комплектующих для своих изделий в странах с низкой стоимостью рабочей силы. Во-вторых, как можно больше производить в этих странах.

Но колебания курсов валют для нас настоящий кошмар. Поэтому мы стараемся минимизировать и хеджировать валютные риски. Стабильная ситуация для нас гораздо лучше резкого ослабления одних валют и роста других.

– Может ли повышение таможенных пошлин на ввозимые иномарки в Россию сделать локальное производство комплектующих более привлекательным?

– Мы думаем, что в результате российские производители начнут продавать больше машин и, соответственно, закупать больше местных комплектующих. Magneti Marelli по-прежнему сконцентрирована на том, чтобы выпускать продукцию в России для российских автопроизводителей. Пока мы в России делаем только фары и задние фонари. Мы добились необходимого уровня качества, но у нас еще огромное поле по локализации других наших продуктов: подвесок, выхлопных систем, электроники...

Последние 18 месяцев мы посвятили тому, чтобы упрочить наши позиции в Индии. Сейчас мы закончили эту работу, и Россия будет нашей следующей целью. Мы готовы производить самостоятельно осветительные системы и, возможно, электронику, но мы также открыты к партнерству. По каким-то комплектующим и технологиям мы готовы даже на партнерство 50/50, по другим – нет.

– Ваша «дочка» Automotive Lighting ранее объявляла о том, что хочет удвоить производство в России и построить второй завод. Эти планы в силе?

– Естественно, увеличение производства зависит от спроса. Но мы заканчиваем строительство нашего второго завода в июне-июле.

– Производство каких еще комплектующих из вашего обширного портфеля вы хотите начать в России?

– В первую очередь мы заинтересованы в локализации панелей приборов и выхлопных систем. Затем – подвеска, амортизаторы...

– В прошлом году вы говорили, что Renault – очень важный клиент для Magneti Marelli и вы изучаете вопрос, как организовать поставки для завода Renault в Марокко. А работать с Renault в России вы готовы?

– Абсолютно. Мы находимся в постоянном контакте с Renault (и с «АвтоВАЗом»), чтобы понять, каковы потребности компании в России. Я почти уверен, что до конца этого года мы начнем работу.

– Год назад мы обсуждали с вами, может ли Россия стать экспортером автокомплектующих. Как изменилось ваше мнение за прошедшее время?

– В России по-прежнему есть над чем работать, чтобы достичь международных стандартов качества. Когда их удастся достичь, можно будет думать об экспорте.

– Много приходится путешествовать по делам бизнеса?

– Да. Но сейчас, во время кризиса, мы режем все, в том числе и мои поездки. (Смеется.) Я стараюсь бывать как минимум дважды в год в каждом регионе, где расположены наши заводы. Поездки по Европе мы за путешествия не считаем. (Смеется.) Проводить 40% своего времени в поездках – это для меня нормально.

Секретная кнопка

Magneti Marelli – один из разработчиков систем рекуперации кинетической энергии (KERS), которыми с этого года комплектуются болиды гонок Formula 1. Система накапливает энергию, образующуюся в результате торможения, и в какой-то момент гонщик, нажав соответствующую кнопку, может воспользоваться этой энергией, существенно увеличив мощность двигателя. «В этом сезоне в гонках Formula 1 будет 3–5 команд с нашими системами. Команды не назову, но приезжайте на один из этапов гонки – увидите машины своими глазами, сможете понять, на каких из них стоят наши системы, – смеется Радзелли. – А если нет, мы вам покажем».