Большая перемена: Профессорам досталось


Кто должен учить студентов в бизнес-школе? В идеале – талантливый преподаватель, успешный предприниматель и сильный ученый в одном лице. Но поскольку таких людей в этом мире немного и им есть чем заняться, бизнес-школам приходится идти на компромиссы.

На моем потоке в INSEAD разгорелась нешуточная дискуссия на эту тему. В первом модуле у нас были очень хорошие профессора – и студенты были довольны. Во втором модуле средний уровень преподавания, по оценкам большинства моих однокурсников, упал. Студенты моментально нажаловались декану. Особенно досталось профессорам маркетинга.

Я не верю, что можно заставить декана предпринять быстрые меры: модуль длится два месяца, курс продуман заранее – значит, кардинально изменить его нереально. Даже новый профессор делу не поможет – пока его найдут, две трети лекций пройдет. Единственное, чего можно добиться разговором с начальством, – заставить преподавателя нервничать, отчего курс станет только хуже. Тем более что в моем личном рейтинге симпатичная профессор по маркетингу Хильке Плассман не на последнем месте. Действительно, ей непросто управлять аудиторией из 80 взрослых людей, которые задают вопросы в любой момент лекции. INSEAD наняла ее этим летом, опыта ей явно не хватает, но видно, что она старается и делает свое дело с энтузиазмом в отличие от некоторых коллег, которые работают на автопилоте. В конце концов, не так много профессоров INSEAD цитировалось в России, а вот работе Плассман о том, как цена влияет на восприятие вкуса вина, даже посвящена статья в журнале SmartMoney.

Именно на успехи в исследовательской работе ссылается декан программы MBA Джейк Коэн, объясняя принципы набора новых профессоров в INSEAD. На его взгляд, школа должна в первую очередь концентрироваться на исследованиях, а ждать от новичков, что они будут великолепны в первый же год преподавания, не нужно. Ответ декана разозлил моих однокурсников. «Я заплатил 50 000 евро и хочу, чтобы меня учили самые лучшие профессора, и меня не волнует, какими исследованиями занимаются те, кто плохо преподает», – долдонят они. А я в этом споре на стороне декана.

Без хороших исследователей ценность школы резко снижается – просто хороших преподавателей не цитируют газеты, они не публикуются в научных журналах и, главное, никому не известны за пределами школы. Это обстоятельство накладывается на тот факт, что университеты, работающие по американской модели, предлагают лучшим профессорам пожизненные позиции. А значит, заполучить настоящую звезду в момент пика карьеры практически нереально – их нужно выявлять в начале пути. Бизнес-школа – это игра вдолгую. Нынешние звезды INSEAD оттачивали преподавательское искусство на тех, кто учился 10 лет назад, а будущие (надеюсь) тренируются на нас. И их репутация будет работать на нашу.