Ценности: Бойкот УГ


Лучшие в мире футболисты тренируются по пять часов в день, чтобы устранить недостатки в своей игре. Мастер дзен постоянно добивается невозмутимости мыслей, балерина – отточенности движений, а монах все время допрашивает свою совесть. В каждой профессии есть область еще не достигнутого. У экономистов эта область, это необъятное поле для самосовершенствования, которое никогда нельзя пройти до конца, – поиск рецепта стабильного экономического роста.

Каждый новый глобальный кризис опровергает теории, созданные при изучении предыдущего. Сейчас мир опять на распутье: либо воспроизводить ту же модель, которая завела его в тупик, либо искать новую. Политики, конечно, хватаются за испытанное средство – подтолкнуть глобальный спрос. Заставишь людей покупать больше – и мировая экономика вновь пойдет в гору, убеждены лидеры G20.

А если представить, что общество предпочтет разумное потребление, отказавшись от гонки за новыми и новыми товарами, достижениями, заработками? На первый взгляд картина получается мрачная. Предположим, что гражданин N сократил свои расходы на новую модель УГ. Так же поступили другие граждане по всему миру. Завод, производящий УГ, сократил персонал. Обвалились продажи в местном супермаркете, поскольку бывшие рабочие завода, выпускавшего УГ, стали меньше тратить. Сворачивается производство других товаров, продававшихся в супермаркете... И далее – по всей экономической цепочке.

Но рано или поздно возникнет новый баланс между спросом и предложением. Гражданин обнаружил, что ему прекрасно живется без лишних УГ, а время, которое он тратил на зарабатывание денег для покупки этого товара, он использует, чтобы удовлетворить свои реальные потребности – в общении с близкими, творчестве, отдыхе, саморазвитии.

Мировой ВВП не будет расти так быстро, как раньше? Да. Но рецессия не будет восприниматься как трагедия, если перестать считать экономический рост главной ценностью. Экономическое развитие и экономический рост не одно и то же. Экономическое развитие намного шире простого увеличения богатства нации. Его конечная цель – повышение качества жизни, которое измеряется не столько подушевым доходом, сколько продолжительностью жизни и удовлетворенностью ею. А многочисленные научные исследования доказывают, что нет прямой связи между уровнем потребления и качеством жизни. Мы переоцениваем влияние денег на человеческое счастье, из-за чего слишком много времени тратим на работу и излишне сконцентрированы на динамике ВВП.

Впрочем, значительная часть населения Земли пока не смогла удовлетворить даже базовые потребности – в пище, безопасности, крыше над головой. Этот спрос, видимо, и будет двигать мировую экономику в будущем. Правда, для этого корпорации должны перестать изобретать новые модели УГ для «золотого миллиарда» и переориентироваться на изготовление нужных и, по-видимому, очень дешевых вещей для стран «третьего мира».