Кризис добрался до арт-рынка

Произведения искусства в I квартале 2009 г. подешевели более чем на треть – именно на столько снизился аукционный индекс Mei Moses All Art

В последние годы инвестиции в искусство приносили неплохую прибыль. С 2003 по 2007 г. индекс Mei Moses, отражающий цены продажи на нью-йоркских и лондонских аукционах, рос в среднем на 20% в год. Рынок искусства относительно неплохо пережил и начало кризиса: в 2008 г. он снизился всего на 4,5% (индекс S&P 500, например, потерял 37%, индекс РТС – 72,4%).

Однако ситуация резко изменилась в конце прошлого – начале этого года, когда обвалились цены практически на всех рынках. По словам дилеров, многие инвесторы понесли крупные потери и потому стали – зачастую с убытком – продавать произведения искусства, чтобы получить наличные деньги. Индекс Mei Moses всего за три месяца этого года потерял уже 35%.

Лаг между спадом на финансовом и арт-рынке составляет от полугода до полутора лет, отмечает профессор Stern Business School при Нью-Йоркском университете и один из составителей индекса Майкл Моузес.

Дежавю

До сих пор самым тяжелым для рынка искусства был 1991 год: цены упали примерно на 40%. Это был период рецессии в экономике США, лопнул пузырь на фондовом рынке и рынке недвижимости Японии. В 80-е гг. прошлого века японцы были основными инвесторами на арт-рынке.

Аналогичная ситуация сложилась и в этом десятилетии. Стремительный экономический подъем в России, Китае и других развивающихся странах привел на арт-рынок новых богатых инвесторов. А банкиры и управляющие с Уолл-стрит и из Сити тратили свои рекордные бонусы на произведения современного искусства. Этот сектор оказался особенно перегрет, и теперь именно он переживает обвальное падение.

Так, портрет Мика Джаггера работы Энди Уорхола, купленный в 2006 г. за $1,5 млн, в этом году был продан всего за $1,1 млн.

По оценке гендиректора «Sotheby’s Россия – СНГ» Михаила Каменского, с осени прошлого года предметы стоимостью более $1 млн подешевели примерно на 5–15%, вещи средней ценовой категории (от $100 000 до $1 млн) – на 25–30%.

Если раньше на аукционах картины продавались выше верхней границы эстимейта, то сейчас цены продажи зачастую выходят за нижний предел. С убытком продают даже шедевры, приобретенные много лет назад. К примеру, полотно «Отверженные» Анри де Тулуз-Лотрека (1895 г.), приобретенное в 2000 г. за $8,851 млн, в феврале этого года ушло на Christie’s за $7,828 млн. А картина «На лугу» Клода Моне (1876 г.) ушла в тот же день за $14,2 млн – на 11,4% дешевле, чем была куплена 10 лет назад.

«Чем дальше в рецессию, тем ниже вероятность получить более высокие цены», – предупреждает Элин Лэйк-Ивалд, президент O’Toole-Ewald Art Associates, приводя в пример ноябрьский аукцион Christie’s, где были выставлены 16 картин современных художников из коллекции гендиректора инвестбанка Lehman Brothers и его жены. Одна из работ – «Женщина» американского художника Виллема де Кунинга с эстимейтом в $4 млн была продана лишь за $2,8 млн.

Покиньте аукцион

Другой признак кризиса – перетекание продаж на внеаукционный рынок: галереи, частные продажи через дилеров и между коллекционерами, отмечает гендиректор компании Skate’s Art Research & Ratings Сергей Скатерщиков. По его оценке, раньше доля аукционов в годовом обороте арт-рынка доходила до 55%, а сейчас она не превышает 30%. Богатые люди не хотят обнародовать продажи по сильно заниженной цене. Кроме того, через дилеров и прямые продажи предметы искусства реализуются существенно быстрее, чем через аукцион.

В марте 2009 г. не продано ни одно полотно из рейтинга самых дорогих картин мира Skate’s 1000 (стоимостью от $5,6 млн), не предвидится продаж и в апреле, хотя в 2007–2008 гг. их было по нескольку в месяц, отмечает Скатерщиков.

По оценке Каменского, в результате ежемесячный торговый оборот по аукционным домам сейчас снизился в среднем до уровня 2005 г., когда начался взлет арт-рынка.

На перспективу

Каменский убежден, что работы средней ценовой категории будут дешеветь и дальше. Наиболее уязвимыми, по его мнению, остаются работы художников конца XX – начала XXI в., они могут подешеветь от максимумов на 45–50%.

В других сегментах арт-рынка (импрессионисты, постимпрессионисты, модернисты, декоративно-прикладное искусство, русское искусство) глубокого спада быть не должно, считает Каменский.

По мнению Моузеса, на восстановление арт-рынку может понадобиться десятилетие: после предыдущего пузыря в 1985–1990 гг. цены вернулись на пиковый уровень лишь в 2003 г.

При снижении в мире инфляционной угрозы арт-рынок начнет расти через 1–2 года после восстановления мировой экономики, считает Каменский. Скатерщиков также не ждет начала восстановления цен раньше середины 2010 г.

Защищены временем

По словам арт-дилеров и оценщиков, работы старых мастеров лучше сохраняют стоимость. «Цены на лучшие и редкие работы хорошо держатся в самые неспокойные времена, потому что раритетность, желание иметь такое произведение и их долгая задокументированная история позволяют владельцу чувствовать себя в большей безопасности», – говорит Натали Бауман, сооснователь Bauman Rare Books в Филадельфии.

К тому же на работы старых мастеров не было такого ажиотажного спроса в последние годы, как на современное искусство. Соответственно, не должно быть и столь значительного падения. Полотно британского классика Уильяма Тернера «Храм Юпитера» было продано в I квартале за $12,9 млн. Владелец купил его в 1982 г. за $1,1 млн, его годовой доход составил 10%, рассказывает Моузес.

В 2008 г. при общем падении рынка работы старых мастеров и импрессионистов выросли соответственно на 11% и 4%.

Для инвесторов, располагающих наличными деньгами, наступает время, когда на рынке можно поискать достойные работы по сниженным ценам и составить коллекцию на долгосрочную перспективу.