Прочь из супермаркетов

Наиболее устойчивыми к снижению покупательского спроса, как и ожидалось, оказываются экономичные форматы магазинов – дискаунтеры и гипермаркеты, в которые покупатели переходят из более дорогих супермаркетов
Д. Гришкин

На этой неделе Х5 Retail Group и «Седьмой континент» опубликовали итоги работы за январь – март. Выручка Х5 по-прежнему растет высокими темпами – до 63,1 млрд руб. Однако этот рост (на 28% – про-форма и 46% – консолидированная) компании во многом обеспечил экономичный формат дискаунтеров (магазины «Пятерочка»), рост продаж в которых составил 34%, в то время как продажи в гипермаркетах («Карусель») росли на 30%, а в супермаркетах («Перекресток») – на 18%. Сеть «Пятерочка» лидирует и по приросту покупателей: трафик вырос на 6%, в то время как в «Карусели» – на 1%, а в супермаркетах «Перекресток» упал на 3% по сравнению с прошлым годом. «Рост чека на 10% оказался ниже инфляции на полках на 4 п. п., что означает более заметное, чем мы ожидали, снижение потребления», – отмечает аналитик Альфа-банка Елена Миллс. Медленнее всего средний чек Х5 рос в регионах – лишь на 5% по сравнению с 12% в Москве и 8% в Санкт-Петербурге.

Тенденцию того, что потребители отдают все большее предпочтение низкоценовым форматам, подтверждают результаты работы супермаркетов «Седьмой континент», которые показали существенное падение покупательского потока и уровень среднего чека, говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. Выручка «Седьмого континента» в январе – марте выросла всего на 11% до 11,46 млрд руб., в то время как за тот же период прошлого года выручка компании увеличилась на 32%. При этом рост выручки и количества покупателей (на 4%) «Седьмому континенту» обеспечивали в основном вновь открывающиеся точки. В магазинах «Семерки», работающих более года, выручка повысилась лишь на 1,8%, а количество покупателей упало на 3,6%. Средний чек в этих магазинах вырос всего на 5,6%. «Средний чек «Семерки» упал вдвое ниже продуктовой инфляции, это говорит о том, что люди в магазинах сети стали делать более мелкие покупки и их предпочтения изменились в пользу недорогих товаров», – считает Бобровская.

Публичные ритейлеры, которые отчитались об итогах работы в первые месяцы года, отмечают падение количества покупателей и объемов покупок.

То, что дискаунтеры с большей легкостью переносят повышение цен от поставщиков и производителей, говорят результаты работы «Магнита» в январе – феврале текущего года. «Магнит» показал наиболее высокий среди публичных ритейлеров рост среднего чека – 13%. Темпы роста оборотов «Магнита» не снизились. В январе – феврале 2009 г. выручка выросла на 37,7%, в то время как за тот же период 2008 г. – на 37,1%.

«По нашим оценкам, в 2009 г. сокращение потребительского спроса приведет к замедлению роста оборотов розничной торговли до 8,8% против 25% в 2003–2008 гг.», – считает аналитик ВТБ Мария Колбина.