Технологический сбой

Стране нужны инновации, говорят в правительстве. Талантливые выпускники не прочь посвятить себя науке, но на этом пути у них два препятствия: отсутствие механизмов продвижения инновационных идей и неготовность бизнеса покупать отечественные технологии

«Инноваторы – это люди с большими амбициями, готовые создавать невозможное», – утверждает Антон Усачев, генеральный директор Outdoor Lasers, выпускник факультета инноваций и высоких технологий МФТИ, чья компания в марте этого года вышла на рынок с собственной разработкой – лазерным проектором для наружной рекламы. «Создание инновационного проекта можно сравнить с подъемом по лестнице с бесконечным числом ступеней, – говорит он. – До первой ступени – написания бизнес-плана – доходят 90% желающих. До последующих – формирования команды, создания прототипа продукта, регистрации юридического лица, поиска оборотных средств и т. д. – не более 10%».

Первоначальные инвестиции в проект Outdoor Lasers составили около $30 000, причем проектор был создан в отсутствие финансирования со стороны – за счет собственных средств разработчиков, говорит предприниматель. И хотя разработка еще не запущена в серийное производство и проект пока себя не окупает, Усачев планирует заниматься им дальше. «Делать нужно то, что нравится, – объясняет он. – В институте перед каждым из нас ставили задачу: к концу обучения создать бизнес, связанный с наукой. Защитились все, но, насколько мне известно, свои проекты больше никто развивать не стал».

«Для меня заниматься научными разработками гораздо интереснее, чем быть наемным работником», – соглашается Виктор Мезрин, студент пятого курса физического факультета МГУ. Вместе с другими студентами МФТИ он разработал устройство, заменяющее компьютерную мышку и способное отслеживать любую траекторию руки в пространстве. Представлено оно в виде маленькой пластинки, которая крепится на руку. Одна из сфер применения такого устройства – работа в 3D-программах, поясняет Мезрин. На разработку, по его словам, ушло $10 000, и также все из собственных средств. «Пока что мы занимаемся этим в рамках хобби, но, надеемся, очень скоро наш продукт выйдет на рынок», – говорит Мезрин. Серьезные современные инновационные проекты требуют больших денежных и временных ресурсов. «Не у всех хватает терпения продолжать их, к тому же здесь нужно быть готовым к тому, что долгое время финансовой отдачи от проекта может и не быть, – рассуждает молодой человек. – Если оставаться в науке, то это зарплата от 20 000 до 40 000 руб.».

Проще уехать

«Кризис подталкивает к инновационному развитию», – заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на международной конференции «Формирование инновационного класса в России и в мире в XXI веке». Вопрос лишь в том, кто будет заниматься этим самым развитием.

Если среди первокурсников российских вузов доля тех, кто планирует работать в сфере науки и инновационного предпринимательства, – 68%, то среди выпускников – всего 2%. Такие данные получила Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), опросив в январе этого года 2561 студента из 54 московских и региональных вузов (всего было опрошено 10 регионов). Где же собираются работать другие 98% выпускников? Оказывается, 31% интересуются работой за границей, причем все равно какой, 14% видят себя на государственной службе, 44% планируют уйти в другие направления бизнеса и 9% – в различные сферы, не связанные с бизнесом.

«Приходя на первые курсы технических вузов, молодые люди просто фонтанируют инновационными идеями: примеры Стива Джобса с его Apple и Сергея Брина с Google вдохновляют их, – делится наблюдениями президент ассоциации Ольга Ускова. – Но, попытавшись идею осуществить, они понимают, что в обозримом будущем у них вряд ли что-то получится». По мнению Усковой, корень проблемы – в отсутствии механизмов внедрения инновационных идей. «Существует лишь огромная бюрократическая машина, которая не может помочь ни в получении юридической консультации, ни в оформлении гранта, ни в регистрации патента», – разводит руками она. В результате перед молодыми людьми открываются два пути – сменить сферу деятельности или уехать за границу, где есть нормальные условия для инновационно-предпринимательской деятельности, замечает Ускова. Проанализировав ситуацию почти в 30 технических вузах страны, НАИРИТ выяснила, что за последние пять лет покинули страну около 30 000 выпускников (окончили данные вузы за это время около 600 000 человек).

Поди продай

Некоторые компании готовы поддержать молодых ученых. «Люди с инновационным мышлением нам нужны не только для исследовательских лабораторий, но и для текущей деятельности компании, например для обслуживания медицинской техники или разработки концепций освещения», – рассказывает Инесса Галактионова, директор по маркетингу Philips в России и странах СНГ, добавляя, что выпускникам и студентам вузов по специальности «Светотехника» компания предлагает участие в проектах по энергоаудиту.

Гендиректор «Сплат-косметики» Евгений Демин признает, что в его компании 80% используемых научных разработок – иностранные. «Отечественная химическая промышленность слабо развита, – поясняет он. – Из всего, что мы используем, есть, правда, несколько удачных российских разработок – это сырьевой компонент, позволяющий реконструировать эмаль зубов, и тюбики с откидывающимися колпачками компании STS».

«Если компания разрабатывает и производит продукт, аналог которого уже есть на рынке, его продавать легче, – говорит Усачев. – В остальных случаях клиенту приходится долго объяснять, что, собственно, ему предлагают». Проблема еще и в том, что бизнес не готов вкладывать длинные деньги в научные разработки. Бизнес-схема любого инновационного продукта гораздо сложнее, чем просто «купи-продай», но, к сожалению, большинство российских предпринимателей мыслят именно так, разводит руками Усачев.