Для будущего: Мировая экономика глазами США


В течение последних полутора лет мировая экономика переживает потрясения. Конец всемирного кредитного бума, вызванный сокращением спроса на жилье в США и других странах, а также проблемы на смежном, ипотечном рынке привели к снижению стоимости активов и ухудшению условий кредитования. Последнее подорвало уровень доверия как в деловых кругах, так и среди потребителей.

Прошлой осенью финансовый кризис серьезно усугубился. Находящиеся на государственном обеспечении Федеральная национальная ипотечная ассоциация и Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредитования (компании Fannie Mae и Freddie Mac) были переведены под управление государства. Тяжелая участь постигла банки (например, Lehman Brothers Holdings) и крупные финансовые корпорации: они либо обанкротились, либо были приобретены конкурентами. Убытки фондов взаимного кредитования привели к массовому изъятию средств инвесторами. Это не только дестабилизировало рынки краткосрочного финансирования, но и серьезно ударило по рынку проектного финансирования.

В начале октября 2008 г. в результате падения доверия инвесторов к финансовым учреждениям возникла угроза всемирного финансового краха, что имело бы катастрофические последствия для мировой экономики. В рамках полномочий по «Закону о чрезвычайной экономической стабилизации» министерство финансов США 14 октября объявило о планах по выделению $250 млрд финансовым учреждениям США. Действия министерства финансов были подкреплены расширением гарантий по банковским обязательствам со стороны Федеральной корпорации страхования депозитов, а также широкомасштабным предоставлением ликвидных средств со стороны ФРС. Наряду с принятыми в других странах аналогичными мерами эти шаги смогли предотвратить обвал и в некоторой степени восстановили стабильность финансовой системы. Тем не менее общий эффект от финансовых потрясений привел в резкому экономическому спаду во всем мире.

В ответ на значительное ухудшение ситуации на финансовом рынке и экономических перспектив ФРС выступила с комплексом мер по дальнейшему существенному смягчению кредитно-денежной политики. К декабрю комитет по операциям на открытом рынке ФРС (FOMC) зафиксировал целевой диапазон процентной ставки по федеральным фондам на самом низком за всю историю уровне – от 0–0,25%, который остается неизменным и по сей день.

Опираясь на низкие процентные ставки по федеральным фондам, ФРС обратилась к альтернативным инструментам оздоровления кредитных рынков. Нами были созданы новые и расширены существующие механизмы кредитования, направленные на активизацию притока кредитных средств предприятиям и населению: мы расширили Программу срочного аукционного кредитования (Term Auction Facility) в целях обеспечения банков достаточными средствами для кредитования клиентов; в целях улучшения ситуации на мировых долларовых рынках мы расширили систему соглашений о свопах с центральными банками зарубежных стран; мы создали механизмы, призванные активизировать деятельность взаимных фондов и рынка коммерческих бумаг, и наконец, мы начали реализацию Программы срочного кредитования под залог обеспеченных активами ценных бумаг (TALF), с тем чтобы возобновить эмиссию ценных бумаг, обеспеченных активами населения и предприятий малого бизнеса. Помимо этого в целях оздоровления ипотечного рынка, а также в целях поддержки рынка жилья и экономической деятельности в целом ФРС начала в больших объемах скупать долговые и ипотечные ценные бумаги федеральных агентств.

Меры, принятые ФРС, другими государственными структурами США и правительствами зарубежных стран начиная с сентября 2008 г., способствовали улучшению ситуации на финансовых рынках. Уже с осени прошлого года значительно снизилась напряженность на рынках краткосрочного финансирования, понизилась и ставка LIBOR. С тех пор как мы объявили о намерении скупать долговые и ипотечные ценные бумаги федеральных агентств, процентные ставки на рынке стандартного ипотечного кредитования упали почти на 1%. Тем не менее ситуация на многих рынках остается очень напряженной.

Трудности на финансовых рынках сопровождались резким спадом экономической активности. Начавшееся летом снижение темпов роста реального валового внутреннего продукта (ВВП) продолжилось. По данным министерства торговли, в IV квартале 2008 г. темпы падения ВВП составили 6,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., причем спад наблюдался практически по всем показателям.

Ухудшение ситуации на рынке труда, значительное обесценивание активов и жилья, а также ужесточение условий кредитования способствовали дальнейшему сокращению расходов населения. Наблюдалось дальнейшее падение объемов продаж жилья и сокращение нового строительства, несмотря на снижение ставок ипотечного кредитования. Все это свидетельствует о нестабильности экономического климата, а также о том, что многие потенциальные покупатели ожидают дальнейшего падения цен на рынке жилья.

Налоговая политика

Недавно конгресс принял пакет налоговых реформ, которые, в частности, предусматривают снижение ставок налогов с физических лиц и повышение трансфертных платежей в целях стимулирования потребительских расходов, а также меры по стимулированию инвестиций в бизнес и федеральные гранты для властей штатов и муниципалитетов. Последнее необходимо, чтобы предотвратить сокращение числа предприятий сферы услуг и обеспечить нормальное завершение начатых строительных объектов. Предполагается, что обеспечивающий стимулирование государственных и частных расходов данный комплекс налогово-бюджетных мер будет в ближайшие два года способствовать росту спроса и, как следствие, производства, позволит остановить дальнейший рост безработицы и снижение доходов населения.

На днях министерство финансов объявило о намерении продолжить политику восстановления стабильности и надежности финансовой системы, обеспечения доступного кредитования физических и юридических лиц. План предусматривает использование средств, оставшихся от реализации «Закона о чрезвычайной экономической стабилизации» (в размере $350 млрд), и дополнительные расходы на поддержание деятельности Fannie Mae и Freddie Mac.

Средства, направленные на обеспечение финансовой стабилизации, увеличение расходов и сокращение налоговых поступлений в рамках пакета налоговых реформ, а также снижение доходов вследствие неблагоприятной экономической ситуации приведут к существенному росту бюджетного дефицита в этом году. Отношение федерального государственного долга к номинальному ВВП, зафиксированное до начала финансового кризиса на уровне 40%, в ближайшие несколько лет, вероятнее всего, превысит 60%. Это самый высокий показатель с начала 1950-х гг. – периода, когда страна переживала последствия огромного долга, накопленного в годы Второй мировой войны.

Естественно, при прочих равных условиях все мы предпочли бы этого избежать. Однако сегодня наша экономика и финансовые рынки столкнулись с чрезвычайно сложными проблемами, и, если руководству страны не удастся своевременно их решить, потери могут быть гораздо более серьезными. Принятие активных действий по оздоровлению экономики сегодня позволит избежать наступления затяжной стагнации, следствием которой может стать не только бюджетный кризис, но и снижение объемов производства, занятости и доходов.