Интересен Путин и Жириновский

Гражданам малоинтересны декларации конкретных чиновников, но саму идею их публикации они одобряют

Территория Сердюковых. 52,2

гектара земли владеет супруга министра обороны Анатолия Сердюкова Юлия Похлебенина. Сам министр владеет участком в 0,12 гектара

Половина граждан России одобряет публикацию сведений о доходах чиновников и их семей. Почти треть (31%) опрошенных ВЦИОМ считают это «отличной, давно назревшей антикоррупционной мерой», а еще 18% полагают, что это шаг в правильном направлении, но нужны более эффективные меры, 26%, одобряя это решение, думают, что чиновники его обойдут, и лишь 15% оценивают это как бесполезный популизм. Опрос среди 1600 человек в 140 населенных пунктах проводился 4–5 апреля после того, как свои декларации опубликовали большинство министров и чиновников администрации президента. Об указании президента публиковать декларации хорошо знают 33% опрошенных, кое-что слышали 43% респондентов. Опрос показывает, что заявленная президентом Дмитрием Медведевым тема борьбы с коррупцией воспринимается позитивно, говорит президент ВЦИОМ Валерий Федоров.

При этом 52% не интересуются чужими доходами и лишь 8% хотели бы заглянуть в декларацию о доходах премьера Владимира Путина, а 7% – в декларацию лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Доходы самого Медведева (как и бизнесмена Романа Абрамовича) хочет узнать лишь 1% респондентов. Путин и Жириновский – два самых известных публичных политика, объясняет это Федоров.

59% опрошенных честно затруднились ответить, какая мера может послужить для более эффективной борьбы с коррупцией. 11% считают, что для этого надо взяточников жестче наказывать, 8% – обеспечить более жесткий контроль, 6% – сделать закон равным для всех, 3% – перестать давать взятки. А 2% выступают за применение к коррупционерам сталинских методов вплоть до расстрелов.

То, что большинство опрошенных одобрили декларирование, – это хороший результат, но люди не видят анализа, как сложились объявленные доходы чиновников, и, вероятно, не вполне ясно себе представляют, к каким последствиям для чиновников приведет декларирование доходов, считает доцент ГУ-ВШЭ Павел Кудюкин.

Декларации – это только первый шаг, они удовлетворяют общественное любопытство, но не проясняют ситуацию с источниками и законностью получения продекларированных доходов, говорит Владимир Южаков из Центра стратегических разработок. А законность получения доходов как раз интересует граждан больше всего, пока же процедура ее определения не установлена, говорит эксперт.