Не жалко налогов

Минфин готов вернуться к принципу разграничения межбюджетных обязательств, передав регионам доходы по налогу на прибыль. Взамен федеральный бюджет может лишить регионы субсидий и субвенций

О возможности изменения системы межбюджетных отношений сообщил вчера на коллегии Минфина вице-премьер Алексей Кудрин. Сейчас, по его словам, федеральный бюджет перегружен непрофильными для него расходами регионов: «Число субсидий и субвенций необоснованно возросло, а это усложняет администрирование». Между тем регионы могут решать свои задачи в сфере образования, здравоохранения, природопользования, ЖКХ и в других отраслях не за счет субсидий из федерального бюджета, а за счет переданных им дополнительных налоговых доходов, уверен Кудрин.

Часть налоговых доходов федеральный центр уже переуступил регионам: с этого года им передано 0,5% налога на прибыль (их доля выросла с 17,5% до 18%) и 100% акцизов на горюче-смазочные материалы. Ранее премьер Владимир Путин сообщал, что регионы получат 50 млрд руб. от налога на прибыль и 53–54 млрд руб. от акцизов.

Среди налогов первый кандидат на передачу регионам – оставшиеся 2% налога на прибыль, полагает директор департамента Минфина Алексей Лавров. Передавать другие налоги, по его мнению, нецелесообразно: например, НДС – слишком мобильный и тяжело администрируемый налог. Впрочем, и зачисление в региональные бюджеты 100% налога на прибыль тоже не оптимальный вариант, отмечает Лавров: база налога легко перемещается и зависит от внешней конъюнктуры. По прогнозу Минфина, в этом году федеральный бюджет получит 196,2 млрд руб. от налога на прибыль.

Возможно, вместо передачи налогов центр увеличит дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, отмечает источник, близкий к Минфину, речь может пойти и об обмене расходными обязательствами. По его словам, сейчас обсуждается серьезная оптимизация межбюджетных отношений – перераспределение доходов и расходов. Но произойти это может не ранее 2010 г., оговаривается он.

Кризис серьезно ударил по бюджетам регионов. В I квартале их доходы отстают от плана на 13,5%, сообщил замминистра финансов Антон Силуанов: причина – резкое сокращение поступлений от налога на прибыль, собран 51% от уровня прошлого года. По оценке Минрегионразвития, за I квартал доходы региональных бюджетов сократятся на 30–70%, за год – на 1 трлн руб. Дефицит консолидированного бюджета регионов, по оценкам Минфина, составит по итогам года 800 млрд руб., на текущие расходы не хватит 292 млрд руб. Кредиторская задолженность по социальным обязательствам образовалась в Костромской, Новгородской и Иркутской областях, Калмыкии, Хакасии, сообщил Силуанов.

Чтобы закрыть дыру, правительство выделит дополнительные 150 млрд руб. на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и столько же – на бюджетные кредиты. Объем субсидий регионам сокращен на 100 млрд до 394,3 млрд руб., субвенций – увеличен на 32 млрд до 260,1 млрд руб.

Можно обсуждать любые механизмы преодоления кризиса, говорит первый вице-премьер Свердловской области Михаил Максимов, главное – чтобы поддержка была. По его словам, за первые два месяца в области собрали на 70% меньше налога на прибыль, чем в 2008 г., в результате пришлось прибегнуть к бюджетному кредиту. «Все зависит от того, какие налоги будет предложено передать территориям», – полагает замминистра экономики Ульяновской области Сергей Сорокин: в январе – марте бюджет области исполнен без дефицита, «управление доходной частью осуществляется в ручном режиме».

Ситуация пока не критична, но государство слишком легко отказалось от запланированных объемов субсидий, сократив их сразу на 100 млрд руб., считает эксперт по межбюджетным отношениям Алексей Бирюков: фактически это дефолт по региональным обязательствам.

Показатели кредитоспособности регионов стремительно ухудшаются, констатируют аналитики S&P. В 2009 г. долговые обязательства регионов увеличатся на 25% до 200 млрд руб., в 2010 г. – еще на 35% до 270 млрд руб., отмечает S&P. Регионы, доходы которых зависят от поступлений налога на прибыль, – Самарская область, Санкт-Петербург, Москва сократят бюджетные показатели на 25–30%, в Ханты-Мансийском АО сокращение может достичь 50%.

Местные бюджеты, по словам Силуанова, пока в меньшей степени пострадали от кризиса, основной источник их доходов – подоходный налог. По его данным, в среднем поступления этого налога за три месяца выросли на 5%. Он считает необходимым консолидировать муниципалитеты, в первую очередь те, в которых отсутствует доходная база.