Выход из кризиса: Как вытянуть цепь


Год назад мне довелось наблюдать на лондонской улице весьма необычную картину. В двух шагах от Банка Англии десятка три англичан выстроились в очередь перед отделением банка Northern Rock, надеясь получить обратно свои вклады. Событие историческое – это был первый за последние 150 лет в Англии классический bank run, набег вкладчиков на банк. Известно, что ни один банк не выдержит и неминуемо лопнет, если все его вкладчики, сомневаясь в устойчивости банка, одномоментно потребуют возврата своих вкладов. В конце концов Northern Rock спасла только национализация, но при этом прежние акционеры этого банка потеряли все.

Сегодня призрак Northern Rock посещает многих российских банкиров. Их можно понять: подогреваемые слухами о грядущей второй волне кризиса и последующих новых банкротствах, банкиры готовятся к возможному набегу вкладчиков единственным эффективным способом – накапливая кэш. В этой ситуации напрасно ожидать от них кредитования российских предприятий – риск в одночасье потерять свой бизнес из-за невозможности вернуть вклады клиентам перевесит любые уговоры и даже требования правительства о необходимости кредитовать бизнес. Освободить частично банкиров от страха – и значит разморозить серьезные средства для кредитования реального сектора – можно, внеся всего две корректировки в действующее законодательство. Первая – введение существующей в развитых странах нормы о срочном вкладе, который не может быть отозван вкладчиком до окончания срока вклада. Данная норма, естественно, может применяться только к вновь открываемым срочным депозитам. Вторая мера – еще раз повысить порог государственных гарантий по вкладам до более высокого уровня. Например, с начала кризиса в Англии уровень гарантий был поднят c 35 000 до 50 000 фунтов, что составляет примерно 2,5 млн руб., в США – со $100 000 до $250 000. Только благодаря этим двум мерам банки могли бы высвободить для кредитования российского бизнеса сотни миллиардов рублей.

Текущий кризис – долговой, и корень проблемы в том, что из-за резкого снижения активности в экономике предприятия попали в так называемую яму спроса. Краткосрочные долги многих российских предприятий не соответствуют текущему объему спроса на их продукцию и услуги. Спрос неизбежно восстановится, а следом восстановится и способность предприятий обслуживать и выплачивать долги. Однако для сохранения конкурентной экономики крайне важно помочь предприятиям элементарно дожить до восстановления спроса.

Поставив диагноз, назовем и лекарства, которые обычно применяются для разрешения долговых кризисов: снижение налогов, стимулирование конечного спроса, прямое финансирование предприятий, гарантии по кредитам, списание части долга путем конвертации его в акции или его обесценение через включение печатного станка. К сожалению, последний путь для нас мало приемлем, поскольку вновь напечатанная наличность скорее будет конвертирована в валюту, чем направлена в реальный сектор. Перечислим ряд ключевых инициатив, способных обеспечить кардинальный перелом к лучшему.

1. Прямые налоговые кредиты российским предприятиям. Каждое предприятие независимо от его размера, исправно платившее налоги в бюджет, имеет право на получение своей толики помощи от государства. В ситуации, когда банковские каналы заблокированы, государству необходимо предоставить ресурсы компаниям несырьевого сектора напрямую – в форме налоговых кредитов по ставке 10–12% на пять-семь лет в размере 10–20% от налогов, уплаченных предприятием за последние год-два. Помимо того что данная мера некоррупционна, справедлива и эффективна, она также будет стимулировать банки снижать кредитные процентные ставки в экономике и одновременно поощрит компании – добросовестных налогоплательщиков.

2. Значительное расширение и совершенствование действующего механизма рефинансирования вновь выданных банками кредитов через ЦБ РФ. Временно – до полного восстановления рынков капитала – Центральному банку необходимо выступить основным источником длинных и относительно недорогих ресурсов в экономике. Банки начнут снова активно выдавать кредиты предприятиям в случае, если они смогут оперативно получать у ЦБ рефинансирование под залог данных кредитов на приемлемых условиях. При сроке рефинансирования в три-пять лет, ставке, равной действующей ставке рефинансирования, т. е. 13%, и применении дисконта в размере 10–15% от суммы выданного кредита у банков, без сомнения, появятся мощные экономические стимулы возобновить долгосрочное кредитование российского бизнеса.

3. Частно-государственное партнерство с разделением рисков между частным сектором и государством. Государство может значительно расширить программу помощи реальному сектору и одновременно сэкономить сотни миллиардов рублей бюджетных средств, запустив программу, гарантирующую банкам выплаты процентов по ранее выданным кредитам. При этом риск возврата основной суммы кредита остается на банках. При ставках по кредитам на уровне 16–18% гарантии на 500 млрд руб. дали бы банкам возможность пролонгировать на полтора-два года, т. е. спасти, кредиты на 1,5–2 трлн руб.

Сто лет назад Владимир Ленин сформулировал метод решения сложных проблем: «Надо выделить главное звено, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь». Кредитная и долговая проблема – эпицентр проблем нашей экономики. Запустив механизмы по ее эффективному разрешению, правительство, региональные власти и частный бизнес могут сообща расчистить авгиевы конюшни проблемных долгов, создав тем самым предпосылки для возобновления экономического роста в 2010 г. Может, стоит в порядке исключения последовать дельному совету вождя пролетариата?