Схватились за портфели

Правительство перестаралось, проталкивая деньги в экономику: ручное управление банками привело к росту плохих долгов. Поэтому требование наращивать кредитный портфель компаниям минимум на 2% в месяц может быть отменено
Д. Гришкин

«Из-за административного давления растет просрочка по кредиту, а это с точки зрения общей макроэкономической ситуации гораздо опаснее, чем крах плохих заемщиков», – объясняет один из чиновников. У Сбербанка за январь – февраль доля просроченных кредитов выросла с 1,7% до 2,1%, у ВТБ – с 2% до 2,9%, у Газпромбанка – с 1% до 3%. В марте просрочка у ВТБ увеличилась до 3,7%. Под плохие кредиты банки формируют резервы, что уменьшает их капитал и возможности для кредитования. В среднем по банковской системе объем этих резервов почти вдвое превосходит объем просроченных кредитов.

Отмены директивы еще не было, уверяет член правления одного из этих банков. Впрочем, жесткого мониторинга за ее исполнением нет, все больше чиновников понимает бессмысленность роста по приказу, уверяют топ-менеджеры двух других банков. «Это дорога в никуда», – говорит об обязательном росте портфелей предправления Альфа-банка Рушан Хвесюк: платежеспособных заемщиков стало меньше, поэтому банкам приходится быть все более осторожными. «Если вся экономика падает, то незачем устанавливать норматив роста и плодить просроченные кредиты», – добавляет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Правительство, скорее всего, перестанет требовать от системообразующих банков, чтобы они наращивали портфель кредитов компаниям на 2% в месяц, рассказали «Ведомостям» чиновники аппарата правительства и Минэкономразвития. Окончательное решение примет премьер Владимир Путин, уточняет чиновник Минфина.

Директивы системообразующим банкам – Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку – дали еще в конце 2008 г. Директиву пришлось писать, объясняет чиновник аппарата правительства, из-за того что банкиры неохотно и дорого кредитовали реальный сектор экономики: «Им надо было указать, что господдержка им давалась не ради их красивых глаз, а для того, чтобы в компании стали поступать деньги». «Директивы скорее носили воспитательный характер, мы понимали, что это короткая мера», – признается другой чиновник.

Формально 2% в месяц должен был прибавлять и ВЭБ. «Мы эту норму ежемесячно перевыполняем», – говорит сотрудник ВЭБа. Представитель ВЭБа Андрей Мазуров сообщил, что на 1 апреля кредитный портфель госкорпорации без учета рефинансирования западных займов составил примерно 310 млрд руб., а на 1 января он был 280 млрд руб. (рост за три месяца – 10,7%).

«Мы 2% в месяц помножили на 12, взяли сложный процент и получили 26–27% годового прироста, которые и заложили в бизнес-план на 2009 г.», – рассказывал президент ВТБ Андрей Костин в начале марта. Этого плана банк по-прежнему придерживается, уверяет представитель ВТБ. «С начала этого года в общей сложности увеличен ресурс, который мы предоставили реальному сектору, более чем на 8%, и будем этот темп дальше сохранять», – обещал вчера Костин президенту Дмитрию Медведеву. Впрочем, этот темп ВТБ выдерживать, похоже, все сложнее. В этом году его портфель кредитов реальному сектору рос лишь в январе (на 20,9%), а в феврале и марте было снижение (6,8% и 3,7% соответственно), следует из неконсолидированной отчетности. Именно в этом случае прирост за три месяца составляет 8,5%.

У Сбербанка и Газпромбанка отчетности за март еще нет. В январе Сбербанк увеличил портфель кредитов предприятиям на 4%, в феврале – на 1,8% (5,7% в итоге за два месяца), Газпромбанк – на 19,7% и 10,1% (31,7%) соответственно.