Танцкино и кинотанец

Завершился фестиваль «Кинотанец», который ищет и находит пересечение двух искусств

Целевая аудитория фестиваля – балетоманы, готовые отдать последнюю рубашку за то, чтобы увидеть записи постановок Пины Бауш, Иржи Килиана, Алана Плателя или Анжлена Прельжокажа. Тем более что классики современного танца, за исключением Уильяма Форсайта, до Петербурга не доезжали.

Но работы, показанные на «Кинотанце», интересны не столько как записи спектаклей, которые публика не видела и уже не увидит. Это самостоятельные киноленты. Для киномана – целое раздолье неожиданных трюков. Танец в этих фильмах снимают не статично, показывая всю сцену или выхватывая отдельные фигуры. Камера тут тоже танцует – то превращает тела актеров в линии и геометрические фигуры, делая их безжизненными и прекрасными объектами, то оживляет и фиксирует игру мускулов, переключаясь на крупный план.

В «Пасо добле», киноопыте хореографа Жозефа Наджа, и режиссер, и актеры фантазируют на тему боя быков. Фильмы других хореографов – тоже своего рода коррида. Они пытаются овладеть новым для себя искусством, а значит, и новыми выразительными средствами с помощью инструментария уже знакомого – движения человеческого тела.

В этом году фестиваль проходил с подзаголовком «Хореография в кино во всех ее проявлениях». Программу танцкино дополнили документальные ленты (в их числе «Забытые дневники Нины Вырубовой» Доминика Делюша), а также «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова и «Генерал» Бастера Китона с живым саундтреком американской группы Alloy Orchestra.