Ходорковский не понял


В Хамовническом суде в понедельник продолжился процесс по «второму делу» Ходорковского и Лебедева. Вчера обвиняемые должны были дать ответ на протокольные вопросы: понятно ли им обвинение и считают ли они себя виновными? А также выразить отношение к обвинительному заключению, формулу которого накануне закончил оглашать прокурор Валерий Лахтин (он потратил на это восемь дней). По мнению прокурора, отвечать обвиняемые должны были «в предельно лаконичной форме: «да» или «нет». Но получилось, что вопросы весь день задавали гособвинителям.

Ходорковский попросил объяснить ему термины, использованные обвинением, такие как «мнимый комиссионер», «перевод нефти на баланс», «создал видимость»: ему непонятно, что обвинение понимает под этими словами и всегда ли оно понимает одно и то же. Он заявил, что не может выразить отношение к обвинительному заключению, потому что не понял, что именно ему инкриминируют. Обвинительное заключение неконкретно, противоречиво и не отвечает требованиям УПК, в соответствии с которым там должны быть указаны место и время совершения преступления, мотивы, цели. Например, непонятно, что является предметом хищения. «Чаще всего они утверждают, что похищена нефть. Далее – что присвоена выручка. Затем – что похищена прибыль и наконец – что изъято право собственности на нефть», – перечислял Ходорковский. Если было похищено право собственности на нефть, то о какой выручке может идти речь, недоумевал он. Непонятен способ совершения преступления. В обвинении сказано, что происходило «изъятие нефти путем перевода на баланс». «Как можно похитить нефть путем перевода на баланс? – спрашивал Ходорковский. – Если обвинение объяснит мне это, я признаю себя виновным. Это же величайшее научное открытие, за него не жалко и в тюрьме посидеть!»

Платон Лебедев поймал обвинение на ошибках: в одном месте говорится о переходе по заниженным ценам фиктивного права собственности, в другом – о фиктивном переходе права собственности.

Прокуроры отказались что-либо объяснять подсудимым. Обвинение было специально изложено в полном объеме, чтобы избежать неясностей, заявил Дмитрий Шохин. За разъяснением непонятных терминов обвиняемые должны обратиться к адвокатам, посоветовал он. Судья Виктор Данилкин с его доводами согласился: все ходатайства Ходорковского и Лебедева с просьбой о разъяснениях отклонены.