Ориентиры: Плата за успех


Мы уже напоминали, что приглашение участвовать в рубрике «Точка зрения» открыто для всех участников рынка. Отклики на колонку редактора по этому поводу приходят – и, что приятно, со статьями не только для «Стен бизнеса», но и для «Жилого фонда» и «Зарубежной недвижимости». Отзывы на нашу инициативу шире обмениваться мнениями подтолкнули нас к тому, чтобы запустить в «Стенах бизнеса» еще один проект – «Искусство побеждать».

О кризисе говорят сейчас все, кому не лень, но многие ораторы с маниакальным упорством сражаются за звание «самой достоверной Кассандры», наиболее точно определившей пресловутое дно рынка и момент начала экономического роста. А вот на вопросы об эффективном поведении компаний в трудных условиях отделываются не вполне внятными советами совершенствовать менеджмент, искать возможности для экономии и применять современные высокие технологии. Все верно, но как-то расплывчато.

Вот и захотелось нам попытаться понять – а какие же конкретные шаги в нынешней непростой ситуации предпринимают компании, намеренные не просто выжить в кризисе, но и вынести из него полезные уроки на будущее и не боящиеся поделиться опытом с коллегами по цеху.

Новую рубрику (стр. 10–11) мы условно подразделяем на две части: «Секреты успеха» и «Инновации». Такое деление обусловлено тем, что в любом деле путь к успеху может вести как по горным высям управленческих решений, по темным тропинкам оптимизации финансовых потоков, так и по скоростным трассам внедрения высоких технологий. Каждый из этих путей имеет преимущества, недостатки и риски, но публичное обсуждение достоинств и недостатков разных вариантов, как нам кажется, обязательно будет полезным для всех.

На самом деле ораторы, которых я упомянул, говорят в общем-то абсолютно правильные вещи, просто слишком абстрактно. Поэтому в первой части новой рубрики мы попросили руководителей нескольких компаний, чья активность за последнее время на рынке была заметна, конкретно ответить на три вопроса:

– Ваше самое удачное бизнес-решение за истекший месяц?

– Самое драматичное событие месяца для вашего бизнеса?

– Каким образом вы смогли решить упомянутую вами проблему или минимизировать ее влияние на ваш бизнес?

На наш призыв поначалу откликнулось даже намного больше участников рынка, чем мы надеялись. Правда, в целом результат оказался скромен. Не все успели подготовить ответы к нужному сроку – оказалось, что во многих компаниях процесс согласования половины странички текста занимает чуть не неделю. Может, это как раз и является признаком излишне забюрократизированного управления? Другие прислали отписки, в которых не содержалось ничего, что действительно могло бы быть полезным читателям «Ведомостей», интересующимся недвижимостью. Третьих постигла беда, характерная и для рубрики «Точка зрения» (тоже площадки для обмена мнениями участниками рынка), и для других рубрик, в которых выступают наши профессиональные авторы, – просто не хватило места.

Естественно, многие опрошенные руководители интересовались критериями, по которым отбираются их ответы для публикации. Эта такая вежливая формулировка вечного вопроса, далеко для меня не нового со стороны участников рынка. Как главному редактору приложений «Жилой фонд», «Стены бизнеса», «Зарубежная недвижимость», мне часто его задают – порой искренне, порой с намеком, с подвохом, а иногда (правда, сейчас уже очень редко) прямо «в лоб»: мол, сколько?

Крепко усвоили российские деловые люди принцип бесплатного сыра. И, наверное, правильно сделали. Жизнь заставляет помнить о нем постоянно. Поэтому и приходится мне и моим коллегам раз за разом объяснять интересующимся, что участие в наших дискуссионных рубриках совсем не бесплатно. Просто платить за публикацию нужно не деньгами, а потраченным временем на написание интересной статьи, своими знаниями и опытом, которыми автор делится с читателями. Платить нужно плодами размышлений, красивыми идеями, усилиями, затраченными на подготовку такого текста, от которого читатель не сможет оторваться. В этом мире за все надо платить: как сказал замечательный американский писатель Роберт Энсон Хайнлайн, «даже право дышать младенец покупает ценой боли первого вздоха».

Открытость, стремление к диалогу и взаимопониманию – та цена за успех, которую российские деловые люди еще не привыкли платить. Привычнее работать закрыто. Но скупой платит дважды, а отпустившие хлеб по водам, как известно, вернут его сторицей.