Всеобщий минус

Первый квартал кризисного года завершился спадом всех основных экономических показателей, отчитался Росстат. Экономика остановилась на распутье
Е.Кузьмина

Двузначные цифры темпов падения Росстат зафиксировал в промышленности, в строительстве, в сфере грузооборота и инвестиций в основной капитал (см. таблицу). В марте динамика падения почти ничем не отличалась от январской (лишь в строительстве спад усилился).

Инвестиционный спрос и промышленный выпуск обвалились первыми в конце прошлого года. Потребительский же спрос рос вплоть до января, в феврале он начал снижаться, а в марте падение ускорилось. Оборот розницы за квартал сократился на 1,1% (в марте – на 4%), платных услуг населению – на 1,5%.

Динамику реальных доходов населения Росстат снова пересмотрел: февральское падение на 4,5% исправлено на рост в 1,6%, январское – углубилось до минус 10%. Оценка марта тоже предварительная, указывает статведомство. «Пока получается, что падение доходов сменилось их стагнацией», – осторожно оптимистичен Владимир Тихомиров из «Уралсиба». Но ускоряется падение реальных зарплат, что отражает кризис крупных и средних предприятий, думает он. С началом кризиса уличные рынки понемногу отвоевывают долю у стационарных сетей (в марте она выросла до 13% с 12,6% в феврале), не исключено, что и занятость в этом секторе торговли тоже растет, полагает Тихомиров, а зарплаты в неформальном секторе Росстат не учитывает.

Тем не менее безработица с докризисных 5,6% достигла к концу марта 9,5%, причем в сравнении с февралем темпы ее прироста увеличились более чем вдвое. Доля безработных уже превысила уровень 1995 г. – 9,2%.

Российская экономика на развилке, оценивала итоги квартала министр экономразвития Эльвира Набиуллина: дальше или стагнация, или возобновление роста. Министр финансов Алексей Кудрин указал, что результаты квартала оказались хуже ожиданий, спад экономики превысил 8% – это повод пересмотреть и прогноз на год, и план по доходам бюджета.

Потребительский спрос – почти половина экономики, при его сокращении чуть более чем на 1% «жуткие цифры падения ВВП» не очень убедительны, отмечает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог». В кризис статистика часто путается – так было и в 1999 г., помнит он: ждали спада, Росстат дал оценку роста в 3,2%, а потом повысил ее вдвое до 6,4%.

России еще предстоит пройти второй виток кризиса, причиной которого станут не внешние, а внутренние факторы, считают эксперты Центра развития ГУ-ВШЭ: неплатежи реального сектора по кредитам, снижение производства и прибыли, падение занятости и доходов населения. Неплатежей, как катализатора второй волны, можно избежать, сформировав новые условия для реструктуризации долгов, уверен Гавриленков. Банки готовы пролонгировать кредит за 25% годовых, а компании – за 15%; сблизить позиции заемщиков и кредиторов позволит снижение инфляции, говорит Гавриленков. Она замедлится уже в апреле, обещала Набиуллина: до 1,1–1,2% против 1,4% в апреле 2008 г.