Золотая труба

«Транснефть» снова пересчитала стоимость первой очереди Восточного нефтепровода (ВСТО): труба подорожала еще на 9% до 491 млрд руб. При этом смета проекта осталась загадкой даже для аудиторов Счетной палаты
Д. Гришкин

Восточная Сибирь – Тихий Океан

Нефтепровод. Первая очередь – 2757 км мощностью 30 млн т в год от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородино (Амурская обл., граница с Китаем), а также строительство нефтеналивного терминала в тихоокеанской бухте Козьмино.

Свою главную стройку – первую очередь ВСТО – «Транснефть» обещает закончить к концу года. А в январе Счетная палата проверила, как компания тратит деньги на проект. «Ведомостям» удалось ознакомиться с отчетом. Главная неожиданность – очередной рост стоимости ВСТО-1: на конец проверки «Транснефть» оценила предполагаемые затраты по проекту в 491,3 млрд руб. «с учетом пересчета на период строительства», говорится в документе.

В январе президент «Транснефти» Николай Токарев оценивал проект в 450 млрд руб. (390 млрд руб. – на строительство трубы, около 60 млрд руб. – на порт Козьмино). Тогда он говорил, что стройка подорожала из-за инфляции (в сумме примерно на 30%). Новую цифру представитель «Транснефти» Игорь Демин не комментирует. При этом аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что установить «общую утвержденную сметную стоимость» ВСТО-1 «не представляется возможным». Причина – отсутствие в смете затрат на строительство нефтебазы с резервуарным парком в Козьмине, которые не были утверждены Главгосэкспертизой, говорится в отчете.

С начала строительства труба дорожала много раз: в ценах II квартала 2004 г. расходы оценивались в 164,04 млрд руб., говорится в отчете. Основной рост произошел из-за переноса маршрута трассы, объясняет аудитор палаты Михаил Бесхмельницын (комментировать последнее удорожание проекта он отказался). Президент Владимир Путин в 2006 г. распорядился перенести ВСТО подальше от Байкала, в результате пришлось строить еще 460 км трубы, и в ценах II квартала 2006 г. ВСТО-1 стоил уже 303 млрд руб. С июля 2006 по декабрь 2008 г. инфляция составила 30,7%, говорит Оксана Осипова из Центра развития ГУ-ВШЭ. Выходит, с начала строительства в 2006 г., стоимость проекта должна была вырасти примерно до 400 млрд руб.

Аудиторы Счетной палаты нарушений в росте расходов по проекту не обнаружили. В отчете лишь отмечается, что «Транснефть» не всегда согласовывала затраты с чиновниками: к примеру, в апреле 2008 г. финансирование ВСТО осуществлялось без утвержденной инвестпрограммы. А общая сумма «необоснованных выплат» подрядчикам, выявленных по итогам «выборочной проверки» объектов ВСТО-1, – 5,9 млн руб. Единственное серьезное замечание: 83 договора на сумму 78,5 млрд руб. были заключены без конкурса. Но и это нельзя считать нарушением, ведь заключение контрактов не привело к удорожанию проекта, отмечает Бесхмельницын. В итоге палата ограничилась пожеланием к «Транснефти» не финансировать стройку без утвержденных планов и прописать случаи, когда подрядчик может быть выбран без конкурса.

Нарушения «были допущены при прежнем руководстве «Транснефти», уверяет Демин. И сейчас «Транснефть» «работает над их устранением»: выбор подрядчиков, к примеру, «налажен на конкурсной основе, к недобросовестным поставщикам выставляются претензии вплоть до судебных исков». Прежний руководитель компании Семен Вайншток ушел в отставку в сентябре 2007 г.