Красная волна

В Новосибирской области продажи новых иномарок в I квартале упали на 49,5% к уровню прошлых января – марта. Все массовые марки падают еще сильнее
Д. Гришкин

В I квартале в Сибирском федеральном округе (СФО) продано 11 270 новых легковых иномарок, говорится в исследовании «Автостата». Это на 38,9% меньше, чем в январе – марте 2008 г. Продажи в стране в целом за тот же период упали на 38,6%.

Аутсайдеры в Сибири – Омская и Новосибирская области, показавшие падение в 53,5% (до 1320 машин) и 49,5% (до 1890) соответственно (про остальные – см. врез). Особенно плохим для Новосибирской области был март – продано 580 авто, что на 60,8% хуже прошлогоднего марта. По результатам квартала Новосибирская область по объему продаж переместилась со 2-го места в СФО на 3-е – теперь она пропускает вперед не только Кемеровскую область, но и Красноярский край. Доля Новосибирской области в общероссийских продажах уменьшилась с 0,82% в I квартале прошлого года до 0,68% в нынешнем, в то время как СФО почти не потерял в весе: на него сейчас приходится 4,04% российского рынка, год назад было 4,08%.

Жители Новосибирской области были «самыми закредитованными» в Сибири, потому и продажи здесь падают быстрее, считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков. По данным ЦБ на 1 октября 2008 г. (более поздних нет), в Новосибирской области было выдано 365,77 млрд руб. кредитов физлицам, что составляет половину от показателя всего СФО (715,1 млрд руб.), продолжает эксперт.

Из 30 автомобильных иномарок, имеющих официальных дилеров в Новосибирской области, по данным «Автостата», рост продаж смогли показать только две: Fiat – этих машин продано за январь – март 21 против 16 в I квартале прошлого года (в России его продажи, по оценке АЕБ, упали на 13%) и Peugeot – 112 против 91 (по России в целом – плюс 19%). Удержать продажи удалось Porshe – реализовано, как и в прошлом году, восемь авто (в России – минус 23%). Еще пять марок упали меньше новосибирского рынка: Volkswagen продано 60 шт. (против 71 в январе – марте 2008 г.), Mercedes – 29 (40), Opel – 81 (119), Subaru – 59 (97), SsangYong – 20 (33).

Продажи остальных марок упали в Новосибирске в разы. В 12 раз – с 24 машин в январе – марте 2008 г. до двух в январе – марте 2009 г. – просел Dodge. В 8 раз – со 145 до 18 – Mitsubishi. За три месяца был продан всего один Chrysler против семи в прошлом I квартале. В пять раз упали продажи Jaguar (до двух машин), в 4,8 раза – Mazda (до 50 машин), в 4,6 – Land Rover (до 16), в 4,2 – Hyundai (до 25). Все четыре самые массовые марки продемонстрировали падение продаж более двукратного: Chevrolet продано 298 шт. (в январе – марте 2008 г. – 625), Toyota – 281 (584), Ford – 150 (353), Nissan – 112 (310).

Ильдус Шамсияров, управляющий «Автолэнд-Сибири», продажи всех семи марок (Land Rover, Ford, Mitsubishi, Mazda, Hyundai, Volvo и Jaguar) которого упали сильнее рынка, отказался от комментариев.

Peugeot помогли кредитные спецпрограммы (условия – от беспроцентной рассрочки на год-два до кредитов под 12%), по которым было продано около 20% от общего объема машин, говорит Ульяна Пермякова, менеджер по работе с клиентами «Патриот-авто» (дилер Peugeot). В апреле динамика продаж «Патриот-авто» к прошлому году также положительная, по итогам года компания ожидает роста на 25%, оптимистична Пермякова (в 2008 г., по данным «Автостата», в Новосибирске было продано 587 Peugeot).

Альфед Акзамов, гендиректор «Сибтрансавто-Новосибирск» (дилер Chevrolet, Opel, Hummer), отмечает, что в апреле наблюдается сезонный подъем – к уровню марта продажи выросли на 30%. По итогам года «Сибтрансавто» планирует продажи на уровне 65% от 2008 г. (более 2000 авто), говорит он. Но новосибирский рынок в целом по итогам года может просесть сильнее, чем в I квартале, полагает он: пока у многих дилеров остаются в наличии машины 2008 г. выпуска, на которые, как правило, действуют цены прошлого же года. Например, цена на Chevrolet Laccetti 2008 и 2009 гг. выпуска отличается на 100 000 руб., напоминает Акзамов. К середине года у большинства дилеров закончатся прошлогодние запасы авто, что может вызвать очередной провал в продажах, соглашается директор по развитию «Новосибирскспецпроекта» (дилер Volkswagen, Alfa Romeo) Андрей Доценко. Но есть повод надеяться, что по итогам года падение не усилится, говорит Доценко: начиная с марта – апреля банки стали охотнее одобрять заявки на автокредиты, сейчас доля кредитных машин в продажах приближается к 20–30%, а в предыдущие месяцы не превышала 5–10%. Годовое падение авторынка будет близко к квартальным итогам – СФО потеряет около 40%, Новосибирская область – «чуть больше», полагает Дьячков.