Матерей велено отпускать

В день, когда решили выпустить на свободу Бахмину, Верховный суд фактически рекомендовал судам чаще применять условно-досрочное освобождение (УДО)

Пленум Верховного суда о судебной практике УДО прошел 21 апреля, в тот же день, когда Преображенский суд Москвы постановил удовлетворить ходатайство об освобождении бывшего юриста ЮКОСа Светланы Бахминой, которое рассматривалось почти год (вчера она вышла на свободу). По словам представителя Верховного суда Павла Одинцова, это случайное совпадение – слишком сложен процесс подготовки таких пленумов, и первоначально его планировалось провести еще в прошлом году.

В своем постановлении, имеющемся в распоряжении «Ведомостей», Верховный суд разъясняет, что отказ в УДО не должен быть необоснованным и, в частности, непризнание осужденным вины не является таким основанием. Не может служить препятствием для УДО и наличие у осужденного взысканий со стороны администрации (что было одним из оснований отказа в УДО Михаилу Ходорковскому). Неудовлетворение гражданского иска, заявленного в ходе дела, также не должно являться основой отказа в УДО – все материалы, характеризующие осужденного, должны рассматриваться судом в совокупности.

Беременных и женщин с детьми до 14 лет следует освобождать при учете всей совокупности характеризующих их данных, в том числе наличия жилья и семьи на свободе. Исследование обстоятельств, относящихся к ходатайству осужденного, должно быть всесторонним и полным, а решение должно содержать подробное обоснование выводов, к которым суд пришел. А для большего воспитательного значения Верховный суд предлагает по возможности проводить заседания по УДО в колониях, где эти люди содержатся.

У Бахминой были практически только одни положительные характеристики, но Зубово-Полянский суд отказывал ей в прошлом году дважды. И не ей одной. Всего в прошлом году этот суд в Мордовии, на территории которого находится множество колоний, рассмотрел, как сообщил «Ведомостям» его председатель Юрий Митягин, 399 ходатайств об УДО от женщин, а удовлетворил 233. По словам источника во ФСИН, не менее половины этих ходатайств поступило от женщин с детьми.

Достаточно гуманное в отношении УДО российское законодательство сочетается с формальным подходом судов к рассмотрению ходатайств, когда определяющим фактором является наличие или отсутствие взысканий со стороны администрации, говорит адвокат по уголовным делам Андрей Андрусенко, в результате вопрос часто решается не по закону, а по произволу администрации колоний. Разъяснения Верховного суда можно только приветствовать, говорит адвокат.