Положено по статусу

Кризис и тяжелое положение отечественного автопрома не стали стимулом для чиновников пересаживаться на российские автомобили

Сначала кризиса отечественный автопром получил серьезную поддержку на высшем государственном уровне. С января повышены пошлины на импортные машины, с апреля бюджет субсидирует ставку по кредитам на покупку российских автомобилей стоимостью до 350 000 руб., а уже летом «АвтоВАЗ» получит от государства беспроцентную ссуду в 25 млрд руб.

«Когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым [для государства] расходовать деньги для приобретения импортных машин», – заявил премьер Владимир Путин в Набережных Челнах в декабре.

Чтобы понять, насколько чиновники всех уровней прониклись идеей поддержки отечественного автопрома, «Ведомости» и Национальный рейтинг прозрачности закупок изучили сделки, информация о которых опубликована на официальном портале zakupki.gov.ru.

Представительское соревнование

Закупки представительских автомобилей, как правило, проводятся небольшими партиями или поштучно.

Одну из самых запоминающихся сделок осуществил в марте этого года Следственный комитет при Генпрокуратуре (СКП): два внедорожника Infiniti QX56 общей стоимостью 5 млн руб. поставил в Москву новосибирский торговец строительной техникой ИФК «Финсибинвест». Компания не имеет статуса официального дилера Infiniti, но это не помешало «Финсибинвесту» выполнить условие аукциона, предложив цену на 15% ниже рекомендованной для официальных дилеров (2,489 млн руб.). Машины уже поставлены, говорит сотрудник СКП, проводивший закупку. Он не смог ответить, почему СКП выбрал в качестве средства передвижения 7-местный люксовый автомобиль длиной 5,2 м. По словам гендиректора «Финсибинвеста» Даниила Федорова, его компания завезла в Россию два Infiniti QX56 этого года выпуска и для «Финсибинвеста» это была выгодная поставка. Олег Петрухин, директор по корпоративным продажам Infiniti в компании Genser (официальный дилер), говорит, что видел объявление об этой закупке, но счел условия непривлекательными: «На машины большой спрос, каждую легко реализовать в розницу по 2,489 млн руб.».

Сотрудникам Генпрокуратуры повезло меньше. Ведомство объявило аукцион на поставку бронированного по высшему классу B6/B7 автомобиля Mercedes-Benz S600L, но до 24 ноября прошлого года никто не подал заявок на поставку. Аукцион был признан несостоявшимся, хотя Генпрокуратура была готова заплатить рыночную цену – 21,6 млн руб. В Генпрокуратуре запрос «Ведомостей» вчера остался без ответа.

Зато смогли реализовать свою мечту о красивой жизни судьи Верховного суда Чувашии: они получили внедорожник Toyota Land Cruiser Prado в комплектации Sol, который был оценен в 2,05 млн руб. (у московского дилера «Тойота – Лосиный остров» такой автомобиль в феврале стоил в среднем 2,25 млн руб.).

Борьбы на аукционе в Чувашии не получилось: по его условиям участник должен был иметь статус официального дилера Toyota, и потому ООО «Никко-моторс» было отказано в допуске на аукцион, а контракт был заключен с единственным в Чебоксарах дилером Toyota – ООО «Транстехсервис-21».

Суду в связи с его 85-летием были выделены деньги судебным департаментом при Верховном суде, объясняет сотрудник чувашского суда: «Один раз за 85 лет получили возможность купить иномарку представительского класса». Такие машины есть во всех областных судах, уверяет он: «Вот если бы мы купили Infiniti!» Закупка поддержала российскую экономику, убежден он: например, были уплачены таможенные сборы при ввозе машины.

Вовремя одумались

О представительских машинах мечтают и в госучреждениях второго эшелона. Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» 12 мая должен был провести аукцион на закупку Mercedes-Benz S350 4Matik за 3,99 млн руб., но отказался от покупки. Представительство Карелии в Санкт-Петербурге 10 февраля решило купить Toyota Land Cruiser 200VX за 3,5 млн руб. (на средства бюджета Карелии), но спустя девять дней отказалось из-за «решения руководителя». «Машина просто не понадобилась», – объяснил сотрудник представительства, отмечая, что с поддержкой российского автопрома отказ никак не связан. «Всегда хочется жить лучше, – говорит сотрудник одного из учреждений, – но в этот раз не получилось».

Запретов нет

Закупки импортных автомобилей представительского класса не нарушают законодательство – рекомендаций по закупкам машин для чиновников не предусмотрено. Минэкономразвития выпускает приказы по порядку закупок, говорит замдиректора департамента Анна Катамадзе: например, о преференциях для российских товаров перед иностранными в размере 15%. ФАС контролирует только саму процедуру торгов, объясняет начальник управления Михаил Евраев.

В некоторых ведомствах практикуют внутренние распоряжения, кому какой автомобиль положен, говорит гендиректор «Центра размещения государственного заказа» Александр Строганов: например, руководителю – BMW 7-й серии, его заместителям – 5-й серии, а начальникам департаментов или управлений – «японка». Российских машин в этих рекомендациях нет, замечает он.