Китеж и Грааль в мариинской тине

Нужен ли Московский Пасхальный фестиваль Москве? Концерт Гергиева в Большом зале консерватории убедил, что нет
Д. Гришкин

Среди сотни концертов Пасхального фестиваля этот выделялся грандиозно придуманной программой. Валерий Гергиев захотел впрямую сопоставить ключевые акты из двух великих опер, в которых композиторами индивидуально трактованы великие христианские легенды: о невидимом граде Китеже и о Святом Граале.

Третий акт из «Китежа» Римского-Корсакова и третий акт «Парсифаля» Вагнера были даны в концертном исполнении силами солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. Исполнение обоих шедевров оказалось жалкими остатками прекрасного качества, некогда достигнутого в процессе подготовки этих опер в театре. Усталый от фестивальных разъездов оркестр, неспособный даже прямо сидеть, угрюмо тратил запасы профессионализма. Пели кто как. А Гергиев, уткнувшись в партитуру, листал страницы, на ходу вспоминая, что будет дальше.

Первые минут двадцать успели пробежать перед концертом – они и получились хорошо. Но скоро затаенная музыка «Китежа» стала расползаться по швам. Оркестр оказался не готов к темпу, который Гергиев взял в «Сече при Керженце», и заиграл вразнобой. Вторая картина акта прозвучала неопрятно.

Исполнение «Парсифаля», изобилующего длинными монологами, напоминало партсобрание с докладами по бумажке. Иногда Гергиева что-то посещало, и он вдохновенно проводил какой-нибудь пышный хоровой или оркестровый эпизод. Выделялись те солисты, кто был не так давно введен в партию и теперь не упустил случая блеснуть – как молодой баритон Алексей Марков, спевший Амфортаса.

Десять отцов в рясах, представительствовавших от благословившей фестиваль церкви, изнывали в шестом ряду партера. Публика же постепенно таяла. Эффектно задуманная программа обернулась сырым, непродуманным концертом – таким же, как все остальные, которые Гергиев и его музыканты дают в течение фестиваля в разных городах России. Для Мурманска или Беломорска, где Пятую симфонию Чайковского и Болеро Равеля услышишь не всякий день, гастроли мариинского оркестра – событие из рода культуртрегерских. А московская часть программы необходима не столько московскому слушателю, сколько самому фестивалю – для бюрократического подтверждения его статуса. По сути же, Москва, где нередко случаются концерты истинно высокого уровня, могла бы без Гергиева спокойно обойтись.